Конституция РФ — основной источник аграрного права
В третью группу норм Конституции РФ входят нормы, регулирующие трудовые отношения и имеющие общий характер. Не меньшее, если не наибольшее, значение они имеют для сельского хозяйства с его многоплановой спецификой и нуждаемостью в конституционных гарантиях и защите прав граждан, занятых в этой жизненно важной отрасли национальной экономики. Это относится, по существу, ко всем правам, провозглашенным в ст. 37, а именно к правам:
а) свободно распоряжаться своими способностями к труду;
б) выбирать род деятельности и профессию;
в) на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
г) на защиту от безработицы;
д) на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;
е) на отдых;
ж) на гарантированные установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск. Право, названное в п. «ж», относится лишь к работающим по трудовому договору, однако активно влияет и на установление локальными актами прав членов сельскохозяйственных кооперативов.
К четвертой группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие систему государственных органов, их компетенцию, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Конституцией РФ определены предмет ведения и компетенция федеральных органов и субъектов Федерации по вопросам, имеющим первостепенное значение для регулирования аграрных отношений. Как отмечалось ранее, условия и порядок пользования главным средством производства в сельском хозяйстве — землей — определяются на основе федерального закона. К ведению Российской Федерации отнесены также управление федеральной собственностью, установление основ федеральной политики в экономической, экологической и других сферах, определение правовых основ единого рынка, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др..
К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, имеющие первостепенное значение в агропромышленном комплексе. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.