Основные направления гос. поддержки сельскохозяйственного производства
- закупочные и товарные интервенции как институт вмешательства в ценообразование на рынке сельскохозяйственной продукции в интересах как ее производителя, так и потребителя;
- льготное краткосрочное кредитование сельскохозяйственных организаций из специального фонда, формируемого за счет средств федерального бюджета, с пониженной ставкой за кредит в размере 25% учетной ставки Банка России;
- лизинг на основе лизингового фонда, формируемого из средств федерального бюджета;
- государственную поддержку страхования урожая сельскохозяйственных культур в размере 50% страховых платежей;
- принцип протекционизма во внешнеэкономической деятельности государства;
- основные направления бюджетного финансирования ряда мероприятий как инвестиционного, так и текущего характера, направленных на поддержание отдельных подотраслей сельского хозяйства.
Во исполнение данного Закона был принят ряд постановлений Правительства РФ.
Система государственной поддержки сельского хозяйства получила развитие в первые годы XXI в. Это касается прежде всего кредитования. Льготное кредитование расширяется: в 2001 г. — краткосрочное, в 2002 г. — среднесрочное, в 2003 г. — долгосрочное, затем предусматривается кредитование крупных инвестиционных проектов сроком до восьми лет. Причем коренным образом изменяется формула участия государства в кредитовании сельскохозяйственного производства. По сути это четвертая модель кредитования. Ранее применялись следующие три модели:
первая модель относится к 1992-1993 гг., когда государство установило уплату заемщикам льготного процента для колхозов и совхозов — 28%, разницу между ними и высокими процентами коммерческих банков возмещало государство; практика не оправдала эту модель из-за отсутствия должного контроля за деятельностью банков по целевому- использованию бюджетных средств;
вторая модель — товарное кредитование, существовавшее в 1994-1996 гг., также себя не оправдало по указанным причинам;
третья модель — поистине льготное кредитование, практиковавшееся в 1997-2000 гг. из средств федерального бюджета с низким процентом. Она также оказалась неэффективной, и значительные суммы бюджетных средств не были возвращены в срок государству;
Новый порядок участия государства в кредитовании сельского хозяйства, действовавший в 2001 г. и в последующие годы, основан не на использовании государственного бюджета как источника кредитных средств, а лишь на возмещении части затрат заемщиков хозяйств) на уплату процентов за кредиты, полученные в коммерческих кредитных организациях, в размере не более двух трет ей ставки рефинансирования Банка России. Эта модель получила дальнейшее развитие на следующем этапе согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 200&—2012 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446.