Особенности банкротства крестьянских хозяйств
Другой особенностью является установленное Законом право осуществления полномочий внешнего управляющего самим главой крестьянского хозяйства.
В случае признания арбитражным судом крестьянского хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского хозяйства недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянского хозяйства на общие средства его членов имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права.
В конкурсную массу не включается имущество, принадлежащее главе крестьянского хозяйства и членам крестьянского хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского хозяйства.
Закон о несостоятельности закрепляет преимущественное право приобретения имущества крестьянского хозяйства за лицами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции и владеющими земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому хозяйству земельному участку.
В случае если указанные лица в течение месяца с даты получения предложения о приобретении имущества и имущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования, арбитражный управляющий или глава крестьянского хозяйства осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в предусмотренном законом порядке.
Начиная с 1999 г. отмечается тенденция к сокращению количества крестьянских хозяйств. Согласно данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, за 1990-2006 гг. прекратили заниматься сельскохозяйственной деятельностью 40,1% хозяйств.
Причины этого различны. С одной стороны, за последние годы принято несколько законодательных актов, касающихся государственного регулирования агропромышленного комплекса. Это и национальные проекты, и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., которыми предусмотрено развитие малых форм хозяйствования на селе.
Поддержка государством данного сектора экономики в основном заключается в создании условий, позволяющих хозяйствующим на селе субъектам, в том числе крестьянским хозяйствам, получать кредиты. На практике, однако, такие условия неэффективны. Для ряда крестьянских хозяйств недоступны кредиты из-за отсутствия залогового имущества; отсутствуют средства для приобретения сельскохозяйственной техники на условиях лизинга.
Не решены многие правовые вопросы, связанные с оформлением прав членов крестьянских хозяйств на земельные участки. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, каждое шестое зарегистрированное крестьянское хозяйство не имеет земли. Это связано в том числе и с тем, что землеустроительные работы, проведение которых обязательно для государственной регистрации прав на земельные участки, требует больших материальных затрат.