Контроль за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег
Повышению эффективности мероприятий по контролю со стороны коммерческих банков за кассовой дисциплиной предприятий-клиентов, по мнению ЦБ РФ, может способствовать объединение усилий банков с Министерством РФ по налогам и сборам в проведении совместных проверок или направлении результатов проверок банков своих клиентов в налоговые органы для принятия соответствующих мер воздействия по отношению к нарушителям. В частности, традиционным ежегодным письмом «Об усилении контроля за наличным денежным оборотом» ЦБ РФ предписывает в 2000 г. коммерческим банкам «активизировать работу по рациональной организации наличного денежного оборота. В этих целях:
- увеличить количество проверок по вопросу соблюдения ими условий работы с денежной наличностью;
- при установлении нарушений порядка работы с денежной наличностью в обязательном порядке направлять материалы проверок налоговым органам для применения мер воздействия;
- провести работу по установлению лимитов остатка касс обслуживаемой клиентуры на 2000 г.»
Проанализировав мероприятия Банка России по организации контроля за денежным обращением, можно сделать вывод, что эффективность данного контроля возрастает за счет активизации использования такого инструмента регулирования, как ответственность руководителей и организаций за несоблюдение установленных ЦБ РФ правил хранения, учета и обращения денежных средств. Юридическая ответственность за несоблюдение норм налично-денежного обращения может быть различной:
- дисциплинарной — регулируется Кодексом законов о труде РФ;
- административной — регулируется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях; Налоговым кодексом РФ; федеральными законами «О Центральном банке...»; «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»;
- уголовной — регулируется Уголовным кодексом РФ.
К различным видам нарушений нормативных актов, регулирующих налично-денежное обращение, применяются указанные меры ответственности как отдельно, так и комплексно в разнообразном сочетании. Рассмотрим некоторые из них.
Например, в случае несоблюдения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации налично-денежного обращения к ним применяются меры административного характера, предусмотренные ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке...», в частности:
- требование от кредитной организации устранения выявленных нарушений;
- взыскание штрафа в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала, а в случае неисполнения предписаний размер штрафа увеличивается до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;