Система налогов и сборов в Российской Федерации
Указанное мнение автора книги в дальнейшем подтвердилось в ст. 2 НК РФ, в которой определено, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, «определяет виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации». Объединение налогов в систему связано с необходимостью их классификации по различным основаниям, а также проведения исследований системы налогов с анализом по факторам. Основные из них: удельный вес каждого вида налогов в общей сумме поступлений, степень централизации управления налогообложением в стране, индекс эффективности функционирования органов власти соответствующего уровня и др. В соответствии со ст. 12 На-логового кодекса РФ все налоги в зависимости от их территориального уровня разделены на три вида: федеральные, субъектов РФ и местные.
Федеральные налоги устанавливаются и вводятся высшим органом государственной власти и взимаются на территории всей страны. Федеральные налоги имеют следующие отличительные особенности: они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации; взимаются на всей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налогов, порядок зачисления в бюджет определяется законами Российской Федерации. Сумма этих платежей может поступить в федеральный бюджет или в бюджеты другого уровня.
После введения в действие части второй НК РФ систему федеральных налогов и сборов составят следующие платежи, предусмотренные в ст. 13 части первой Налогового кодекса:
1) налог на добавленную стоимость,
2) акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья,
3) налог на прибыль организаций,
4) налог на доходы от капитала,
5) подоходный налог с физических лиц,
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды,
7) государственная пошлина,
8) таможенная пошлина и таможенные сборы,
9) налог на пользование недрами,
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов,