Банковская гарантия
Субъектом обязанности, корреспондирующей притязанию бенефициара, может выступать только банк, иная кредитная организация или страховая организация, которые действуют на основании соответствующих лицензий. Договор банковской гарантии, гарантом по которому выступает иной субъект гражданского права, является ничтожным.
Если бенефициар уступает свое притязание, то оно переходит к другому лицу лишь при согласии гаранта на уступку этого притязания. Как известно, согласие служит предпосылкой вступления в силу нуждающейся в согласии сделки и дается либо в форме разрешения, либо в форме одобрения. Из содержащихся в ст. 372 ГК слов "если в гарантии не предусмотрено иное" вытекает, что согласие гаранта на уступку бенефициаром своего притязания возможно только в форме разрешения, о котором прямо упоминается в исходящем от гаранта документе о гарантии. Поэтому уступка притязания, согласие на которую гарант дал уже после ее совершения, не может вступить в силу.
Притязание бенефициара против гаранта не зависит от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого выдана банковская гарантия. Отсюда следует, что при отсутствии иного соглашения сторон в случае уступки бенефициаром требования к принципалу притязание на уплату гарантийной суммы не переходит к цессионарию, а с истечением давностного срока по притязанию бенефициара против принципала не истекает давностный срок по притязанию бенефициара на уплату гарантийной суммы.
Поскольку независимость обеспечительного требования от основного требования в цивилистике обозначается термином "неакцессорность", в литературе утверждается, что ст. 370 ГК закрепляет неакцессорность обязательства гаранта перед бенефициаром. Соответствует ли такая характеристика действительному положению вещей? Как уже отмечалось, акцессорность требования означает, что оно не может возникнуть, если основное требование не возникло; что оно не может существовать, если основное требование не существует; и что оно прекращается, если основное требование прекратилось. С точки зрения первого аспекта акцессорности притязание бенефициара не относится к числу неакцессорных, так как оно возникает только при неисполнении или ненадлежащем исполнении принципалом обеспеченного гарантией обязательства. Указанная неисправность принципала предполагает существование основного требования. Следовательно, без возникновения последнего притязание бенефициара возникнуть не может. Сказанное подтверждается предписанием п. 1 ст. 369 ГК, определяющим банковскую гарантию как способ обеспечения надлежащего исполнения основного обязательства, а также предписанием п. 1 ст. 374 ГК, которое обязывает бенефициара указать при заявлении своего притязания, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства. Вместе с тем притязание бенефициара является неакцессорным с точки зрения второго и третьего аспектов акцессорности. Согласно п. 2 ст. 376 ГК даже в случае прекращения основного требования у бенефициара сохраняется притязание против гаранта. Это означает, что данное притязание не прекращается с прекращением основного требования и, стало быть, может существовать и при его отсутствии. Таким образом, притязание бенефициара сочетает в себе черты как акцессорных, так и неакцессорных требований. Поэтому, взяв за основание квалификации первый аспект акцессорности, его можно назвать притязанием, которое не обладает полной акцессорностью.
Осуществление притязания бенефициара. В целях осуществления своего притязания бенефициар должен заявить гаранту это притязание и представить ему указанные в гарантии документы. Стороны договора банковской гарантии могут оговорить, что гарантийная сумма подлежит уплате в определенный срок после заявления притязания. При отсутствии такой оговорки гарант должен произвести платеж в течение семи дней с момента востребования.