Источники гражданского права зарубежных стран
Законодательство стран общего права отличается отсутствием кодифицированных нормативных актов. Законы посвящены, как правило, конкретному вопросу и не содержат норм общего характера. Ряд нормативных актов имеет наименование "кодекс", например Единообразный торговый кодекс США, однако являются в большой мере обобщением законодательных актов и не кодексами в том смысле, который им придается в странах романо-германской правовой системы. Верховенство закона в Великобритании предполагает также то, что он не может быть предметом обсуждения в суде.
В рамках романо-германской правовой системы отсутствие кодификации привело к появлению кодексов материального и процессуального права. В английском же праве достаточно часто имеет место смешение материальных и процессуальных норм, примером которого может служить институт доверительной собственности, разработанный в ходе процессуальной деятельности суда справедливости.
Источники права Европейского Союза. Тенденция к сближению правовых систем в Европе, обусловленная развитием торгового оборота, привела к образованию европейского гражданского права, источниками которого являются международные соглашения, законодательство Европейского Союза, судебная практика, обычаи делового оборота.
В основе Европейского Союза лежит Римский договор, т.е. международное соглашение об учреждении Европейского Экономического Сообщества, подписанное рядом стран в 1957 г. в Риме. В 1992 г. был принят Маастрихтский договор о создании Европейского Союза, согласно которому высшими органами Европейского Союза являются Европейский Парламент, Совет Европейского Союза, Комиссия и Суд.
В соответствии с указанными соглашениями органами Европейского Союза могут издаваться правовые акты, юридическое значение которых неодинаково.
Во-первых, правовые акты органов Европейского Союза обязательны для применения на территории каждого государства - члена Союза. К ним относятся регламенты и директивы. Регламенты имеют обязательную силу и прямое действие на территории Европейского сообщества, т.е. законодатели разных стран ЕС должны включить текст регламента в качестве правовой нормы в законодательство своей страны. В отличие от унификации, которая влечет за собой полное единообразие, директива оставляет для государств - членов ЕС больший простор для собственного правового регулирования, так как директива обязательна в отношении ожидаемого результата, но сохраняет за национальными властями свободу выбора форм и методов действий.
Во-вторых, органы Европейского Союза издают рекомендации и заключения, которые не являются обязательными, однако в соответствии с практикой Европейского суда такие акты рекомендуется принимать во внимание, в частности, если они дополняют нормы обязательных правовых актов.
Прецедентное право составляет очень важную группу норм права Европейского Союза. Его источниками служат решения судов Европейского Союза, которых в настоящее время два: Суд Европейских сообществ и Трибунал первой инстанции.