Общие положения о транспортных обязательствах
Закрепление в гражданском законодательстве самостоятельного договора перевозки положило конец спорам об отнесении его к той или иной договорной конструкции. На нормативном правовом уровне выделение договора перевозки в качестве самостоятельного договорного образования было связано с Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик 1961 г. Законодатель выделил обязательства по перевозке в связи с особой спецификой области функционирования транспортной инфраструктуры, когда необходимо особо учитывать значение транспорта для экономики государства.
Договор перевозки, закрепленный в гл. 40 ГК, в настоящее время рассматривается в качестве самостоятельного договора, не допускающего его смешения с другими, близкими по юридической конструкции договорами.
Источники правового регулирования. Фундаментальные положения об обязательствах из перевозки содержатся в гл. 40 ГК. Перевозке посвящено всего 17 статей, причем ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом.
Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст. 784 ГК осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Транспортное законодательство прошло в последние десятилетия достаточно сложный путь развития. Многие из принятых в последние годы актов просуществовали короткое время, не удовлетворив быстро изменяющиеся экономические потребности. Примером может служить Транспортный устав железных дорог от 8 января 1998 г., утративший силу в результате принятия нового Устава в 2003 г.
В настоящее время систему уставов и кодексов в области договора перевозки составляют: Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г.; Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.; Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г.; Воздушный кодекс РФ от 19 февраля 1997 г.; Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10 января 2003 г..
Отношения по перевозке урегулированы большим числом федеральных законов, принятых в последние годы. Примером является Федеральный закон от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте Российской Федерации". Среди новелл данного Закона - отказ от признания всего железнодорожного транспорта России естественной монополией и более детальное регулирование отдельных видов железнодорожной перевозки. В отношении перевозки пассажиров и багажа действует соответствующее законодательство о защите прав потребителей. Кроме того, сферу транспортно-экспедиционной деятельности регулирует Федеральный закон от 30 июня 2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности". Область систематической перевозки грузов и пассажиров подпадает под регулирование Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Перевозочная деятельность урегулирована также рядом международных правовых актов. Среди них особое место занимает Конвенция о договоре международной перевозки грузов от 19 мая 1956 г. Кроме того, Российская Федерация является участницей Соглашения о Международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г. На международном уровне существует также Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов, которая, однако, не действует для Российской Федерации.