Особенности регулирования отдельных видов страхования
Требование о выплате страхового возмещения должно заявляться вкладчиками Агентству по страхованию вкладов до окончания конкурсного производства или до окончания действия моратория.
Банки уплачивают Агентству страховые взносы в порядке и размерах, установленных ст. 36 Закона о страховании вкладов.
К Агентству по страхованию вкладов в порядке суброгации переходит требование вкладчика к банку в пределах выплаченного страхового возмещения. В остальной части требование к банку сохраняется за вкладчиком.
Обязательное страхование пассажиров. Перевозка пассажиров связана с опасностью причинения вреда их жизни и здоровью. Поэтому законодательство предусматривает обязательное страхование жизни и здоровья пассажира. До принятия соответствующего федерального закона применяется Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. "Об обязательном личном страховании пассажиров". Его действие распространяется на пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов, совершающих междугородные экскурсии. Особенности страхования пассажиров в отдельных сферах транспортной деятельности определяются законодательством о перевозках соответствующего вида. Некоторые категории пассажиров не подлежат обязательному страхованию, в частности пассажиры международных и пригородных сообщений, а также автомобильных внутригородских маршрутов. Таким образом, данный вид страхования касается в основном пассажиров междугородных маршрутов.
Законодательство относит обязательное страхование пассажиров к личному страхованию, хотя его следовало бы рассматривать в качестве страхования ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира при перевозке. В пользу этого говорит хотя бы то обстоятельство, что согласно п. 1 ст. 934 ГК в договоре личного страхования должно быть названо застрахованное лицо, тогда как личность застрахованного лица при страховании пассажира может не указываться.
Основанием возникновения страховых отношений с участием пассажира служит фактический состав, который включает в себя два элемента: 1) договор страхования, заключенный между перевозчиком и страховщиком без указания конкретного выгодоприобретателя; 2) договор перевозки, заключенный перевозчиком с пассажиром. С выполнением этого фактического состава пассажир становится выгодоприобретателем, жизнь и здоровье которого застрахованы. Страховое правоотношение является акцессорным по отношению к обязательству по перевозке. Однако возникшее вследствие наступления страхового случая притязание на страховую выплату имеет самостоятельное имущественное значение и не прекращается с прекращением обязательства по перевозке. При безбилетном проезде обязательство по перевозке не возникает, вследствие чего в этом случае отсутствует и обязательство по страхованию пассажира. Перевозчик отвечает за причиненный вне договорный вред в соответствии с предписаниями гл. 59 ГК.
Страховая премия включается в стоимость проездного документа и уплачивается пассажиром при приобретении этого документа. Страхователь обязан передать полученные средства страховщику. Размер страховой премии определяется по каждому виду транспорта в централизованном порядке. Пассажиры, которые пользуются правом бесплатного проезда, страховую премию не уплачивают, хотя и считаются выгодоприобретателями.