Предмет гражданского права
Поскольку нематериальные блага могут быть связаны с гражданским правом только при их нарушении и необходимости восстановления имущественными мерами, различие между "регулированием" и "защитой", скорее всего, состоит в том, что при регулировании гражданское право воздействует на общественное отношение во всяком случае и вне зависимости от его состояния, напротив, при защите гражданское право воздействует на общественное отношение только при его нарушении, т.е. если общественное отношение выходит из состояния равновесия и нуждается в правовой защите против действий нарушителя. Если исходить из этого, то нематериальные блага - объекты гражданских охранительных отношений, которые возникают в ответ на их нарушения и как результат их выхода из состояния равновесия.
И все же некоторые нематериальные блага, в частности право на имя и право авторства, не только защищаются, но и регулируются нормами гражданского права. Здесь же можно назвать изображение гражданина: хотя ст. 1521 ГК исходя из ее наименования посвящена охране изображения гражданина, ее содержание регулирует вопросы использования изображения гражданина. С одной стороны, возможность гражданско-правового регулирования отдельных нематериальных благ не вступает в противоречие с диспозитивной редакцией п. 2 ст. 2 ГК; с другой - условия защиты некоторых нематериальных благ могут одновременно регулировать вопросы их правомерного и неправомерного использования, что вообще сводит на нет поиск разницы между правовым регулированием и правовой защитой.
Административные отношения. Административными являются такие отношения, которые основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговые и другие финансовые и административные отношения. Особенность административных отношений состоит в следующем.
1. Они не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, а напротив, как прямо сказано в законе, покоятся на административном или ином властном подчинении, следовательно, имеют не гражданскую природу, а административную.
2. Поскольку эти отношения имеют административную природу, они не регулируются нормами гражданского права. Примечательно, что прежде это правило имело императивную формулировку и не предполагало исключений, однако уже в п. 4 ст. 1 Основ гражданского законодательства СССР 1991 г., а также в п. 3 ст. 2 действующего Кодекса оно получило диспозитивную редакцию, поэтому гражданско-правовые нормы могут применяться к административным отношениям, но только в некоторых случаях, прямо указанных в законодательстве. "В случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, - сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", - следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством...".