Унитарное предприятие
отдельные сделки предприятия размера требуют согласования с собственником.
Напротив, казенные предприятия могут отчуждать или иным способом распоряжаться любым принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. Кроме того, уставом казенного предприятия могут устанавливаться ограничения и на иные сделки в зависимости от их вида и размера. Даже если распорядительная сделка казенного предприятия получает санкцию собственника, она возможна лишь в пределах, не препятствующих осуществлению его уставной деятельности.
Наконец, предусмотренная в законе возможность самостоятельной реализации казенным предприятием произведенной им продукции не должна противоречить законодательству. Но если учесть, что производственная сфера таких предприятий часто представлена и одновременно ограничена продукцией, обеспечивающей безопасность государства, а также продукцией, изъятой из оборота или ограниченной в обороте, их самостоятельность даже на таком небольшом участке, как произведенная продукция, или исключена вообще, или практически сводится на нет.
Перечень прав собственника имущества предприятия, основанных на праве хозяйственного ведения, определяется п. 1 ст. 295 ГК и другими законами. Собственник не вправе изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении предприятия, а соответствующие акты государственных органов по требованию предприятий должны признаваться недействительными. Напротив, собственник имущества казенного предприятия вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Некоторые авторы предлагают сделать это право универсальным.
Собственники имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, имеют право на часть прибыли от хозяйственной деятельности предприятия. Последнее обязано ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли в порядке, размерах и в сроки, устанавливаемые Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации или местного самоуправления. Устав предприятия должен содержать сведения о направлениях использования полученной прибыли. В казенных предприятиях внимание представителей собственника не ограничивается рамками подлежащей уплате прибыли: они определяют весь порядок распределения доходов казенного предприятия и фиксируют эти сведения в его уставе, имеют право утверждать смету доходов и расходов, т.е. они больше влияют на хозрасчетный результат и вмешиваются в судьбу предприятия.
Собственники имущества предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не несут ответственности по обязательствам последних. Исключение составляют случаи банкротства предприятия, вызванного собственником, когда при недостаточности имущества предприятия собственник может быть привлечен к ответственности в субсидиарном порядке. Напротив, казенные предприятия не могут быть признаны несостоятельными, а значит, к ним не применяется законодательство о банкротстве. Собственники имущества казенных предприятий несут субсидиарную ответственность по обязательствам последних всякий раз при недостаточности их имущества, а в случае преобразования казенного предприятия в предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, собственник имущества в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к правопреемнику.
И это, разумеется, далеко не все различия, существующие между двумя видами предприятий.