Арбитражный суд, его сущность и задачи
В соответствии с Конституцией РФ арбитражные суды входят в единую федеральную судебную систему Российской Федерации наряду с Конституционным судом РФ и судами общей юрисдикции. Арбитражные суды появились в 1991 году после упразднения органов государственного арбитража в связи с теми изменениями, которые произошли в нашем обществе на рубеже конца 80-х начале 90-х годов. Переход от административного метода защиты субъективных прав и интересов в сфере экономических отношений к правосудию органично связан с отказом от государственно-плановой экономики, развитием различных форм собственности и переходом к рыночным отношениям.
Хотя законодатель и не дает понятия экономического спора, последний безусловно является спором гражданским независимо от того, из каких правоотношений он вытекает — гражданско-правовых или административно-правовых. Но экономический спор отличается от общегражданского спора, являющегося предметом судебной деятельности судов общей юрисдикции, во-первых, по субъектному составу его участников, и, во-вторых, по своему содержанию. Поэтому экономический спор — это гражданский спор юридических лиц и граждан-предпринимателей, возникающий в связи и по поводу их предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рыночных отношениях при возникновении экономических споров, защите подлежит как государственный, так и частный интересы отдельных субъектов хозяйствования в многоплановой и свободной предпринимательской и коммерческой деятельности. Такая защита не может осуществляться судами общей юрисдикции, так как требует не только высокого профессионализма судей в знании ими конкретных вопросов предпринимательской и иной коммерческой деятельности, а также обширного хозяйственного законодательства, но и особого процессуального порядка защиты. Поэтому законодатель, установив судебную форму защиты субъективных прав и интересов в экономической сфере, не передал экономические споры на рассмотрение судов общей юрисдикции, а создал систему арбитражных судов, которые по своей юридической природе являются хозяйственными, а правильнее сказать, коммерческими судами, осуществляющими судебную власть в экономической сфере на территории Российской Федерации.
Задачи арбитражных судов определены в ст. 5 Федерального Конституционного Закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации”:
— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— содействие укреплению законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Две основные задачи арбитражных судов РФ определяют и две их основные функции: правоохранительную и профилактическую. Последняя осуществляется не только посредством вынесения арбитражными судами законных и обоснованных постановлений, но и вынесения судами частных определений в порядке ст. 141 АПК РФ.
Арбитражные суды РФ основывают свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, иными федеральными конституционными законами, а также АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Это означает, что никакие нормативные акты субъектов РФ не имеют юридической силы, если они находятся в противоречии с нормативными актами, указанными в ст. 2 Федерального Закона. Исключение составляют лишь международные договоры РФ о правилах судопроизводства, чья юридическая сила выше нормативных актов, указанных в Федеральном Законе и АПК РФ.