Круг дел, относимых к судебной подведомственности
Кроме того, ранее в ряде случаев допускалось взыскание денег или истребование имущества от должника на основании исполнительной надписи нотариуса без обращения к судебной процедуре. Эта норма пришла, однако, в противоречие с положением, закрепленным в п. 3 ст. 35 Конституции РФ, где предусмотрено, что “никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда”. Не случайно в силу ст. 1252 ГПК, включенной Федеральным Законом РФ от 27 октября 1995 г., принудительное исполнение требований, основанных на нотариально удостоверенной сделке, на письменной сделке, на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании векселя, совершенном нотариусом, осуществляются на основании судебного приказа, т.е. пусть в упрощенном, но в судебном порядке.
Последовательно проводя идею расширения судебной подведомственности гражданских дел, ГК РФ устанавливает, что даже в тех — сравнительно немногочисленных — случаях, когда в соответствии с законом защита гражданских прав осуществляется в административном порядке, решение административного органа может быть обжаловано в суд. Тем самым для упомянутых случаев вводится смешанная подведомственность.
В итоге, как отмечено в проекте ГПК РФ к подведомственности судов общей юрисдикции относятся, в частности:
дела по спорам, возникающим из семейных и трудовых отношений;
дела по спорам, возникающим из гражданских, кооперативных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, если хотя бы одной из сторон является гражданин, кроме споров, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности, отнесенных к компетенции арбитражных судов;
дела, возникающие из государственно-правовых, административно-правовых, налоговых и других отношений, основанных на началах власти и подчинения, если одной из сторон является гражданин;
дела об оспаривании гражданами решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека;
дела об оспаривании гражданами нормативных актов, кроме тех, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда;
дела об оспаривании прокурорами в пределах своей компетенции правовых актов, касающихся неопределенного круга лиц и нарушающих права и свободы граждан;