Порядок рассмотрения споров в третейском суде
4) в случае назначения судом эксперта сторонам должна быть предоставлена возможность задавать ему вопросы и привлекать своих экспертов.
В практике нередко возникает вопрос о том, вправе ли третейский суд применять меры по обеспечению иска. Применительно к некоторым третейским судам такая возможность прямо предусмотрена законом. Так, например, согласно Положению о Международном коммерческом арбитраже при ТПП Российской Федерации по делам, подлежащим рассмотрению в данном суде, его председатель “может по просьбе стороны установить размер и форму обеспечения требования”. Аналогичная норма содержится и в Положении о МАК при ТПП Российской Федерации, где также уточняется, что председатель МАК может, в частности, “вынести постановление о наложении ареста на находящееся в российском порту судно или груз другой стороны”.
Важно, далее, установить, каким образом постановление председателя Международного коммерческого арбитража или Морской арбитражной Комиссии об обеспечении иска может быть реализовано, учитывая отсутствие у третейских судов аппарата судебных исполнителей. Здесь все зависит от того, о какой форме обеспечения иска идет речь. В случае наложения ареста на принадлежащие ответчику денежные средства, хранящиеся на его счете в банке, постановление следует направить в этот банк, который обязан его исполнить, поскольку постановление вынесено третейским судом в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
Постановление председателя МАК об аресте судна или груза адресуется начальнику российского порта, в котором находится упомянутое судно или груз, и исполняется в порядке, предусмотренном ст. ст. 75—76 Кодекса Торгового мореплавания.
В отношении иных третейских судов, применительно к которым в законе отсутствует прямое указание на возможность прибегать к обеспечению иска, следует полагать, что также суды не лишены этого права. Их соответствующее постановление должно, по-видимому, быть направлено в тот государственный суд, на который возложено исполнение решения третейского суда. Например, если говорить о третейском суде для разрешения экономических споров, эти функции выполняются “арбитражным судом республики в составе Российской Федерации, края, области, города, арбитражным судом автономной области, автономного округа, на территории которых находится третейский суд”.
Существенную специфику применительно к третейским судам приобретает также вопрос о сборах и расходах, связанных с рассмотрением дел. Нужно учитывать, что Закон о государственной пошлине в редакции от 31 декабря 1995 г. устанавливает пошлины с исковых заявлений, кассационных жалоб и т.д. для государственных судов общей компетенции и государственных арбитражных судов; на третейские суды он не распространяется. Нормы главы 7 ГПК “Судебные расходы” применяются только в судах общей компетенции, а правила главы 11 АПК — в арбитражных судах. Соответственно данные вопросы подлежат разрешению в третейских судах ad hoc сторонами, а в постоянно действующих третейских судах — организациями, при которых суды образованы. Законодательных норм в этой области очень мало.