Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка
Находят применение такие образования, как финансово-промышленные группы. В 2002 г. их было зарегистрировано более 70, некоторые из них достаточно известны. В Федеральном законе от 30.11.95 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" не получили необходимого раскрытия и закрепления возможности таких групп, что негативно сказывается на их деятельности. Названный Закон предусмотрел необходимость государственной регистрации финансово-промышленных групп, придав им самостоятельный правовой статус. Такое совершенно не отвечает природе этих формирований, которые являются классическими контрактными объединениями.
Статьи 105 и 106 ГК РФ, регулирующие дочерние и зависимые общества, предусматривают возможность создания неформальных сообществ, построенных на участии капиталов различных организаций в уставных фондах друг друга. Такое участие дает высокий консолидирующий эффект. Подобные интегрированные образования, называемые холдингами, также являются видом контрактных объединений. Статья 6 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривает заключение договоров между основными и дочерними обществами, в силу которых основные общества вправе давать дочерним обязательные указания относительно их деятельности. Аналогичный порядок применяется также в обществах с ограниченной ответственностью.
В отношении холдингов имеется Временное положение о холдинговых компаниях, утвержденное указом Президента РФ от 16.11.92 N 1392, которое, несмотря на вносившиеся изменения, носит в основном ограничительный характер. Вместо содействия развитию хозяйственной кооперации Временное положение фактически сдерживает ее.
В торговле достаточно широко распространены контрактные оптово-розничные объединения. Во главе их обычно стоит крупная оптовая фирма, которая закупает товары у производителя по льготной цене, а затем распределяет их по магазинам, входящим в объединение. Для укрепления связей оптовик оказывает розничным организациям различные услуги в виде предоставления товарных кредитов, скидок с цены, централизованного обеспечения рекламными материалами. Розничная организация, получая долю выгоды за счет крупных сделок оптовика, заинтересована в приобретении и продаже в первую очередь его товаров.
За рубежом распространены и другие виды контрактных объединений. Договоры заключают производственные, транспортные, торговые и иные фирмы. Такие договоры обычно оформляются на несколько лет. Заключаемые их участниками договоры ведут к появлению на рынке "неформальных субъектов". Хотя создаваемые сообщества и не обладают организационной целостностью, поскольку не являются юридическими лицами, обязательность договоров и риск ответственности сплачивают его участников ничуть не слабее, чем слияние в единое юридическое лицо.
Контрактные объединения - чрезвычайно значимое явление. Во всем мире они служат важными звеньями структуры рынка. Они должны активно внедряться и в российскую хозяйственную практику.
3. Особого внимания требуют специальные субъекты, действующие в сфере торгового оборота в качестве организаторов товарного рынка. Развитие таких субъектов - обязательное условие формирования структуры товарного рынка. Между тем в их деятельности наблюдаются значительные сложности.