Организационные договоры в торговом обороте
Здесь следует различать две группы договоров. Одни предусматривают выполнение необходимых хозяйственных работ в интересах населения данной территории. Речь идет о строительстве общественных зданий, прокладке инженерных коммуникаций, ремонте дорог, уборке улиц и т.п. Такие работы должны заказываться на основе конкурса и оплачиваться из средств бюджета. Подобные договоры носят гражданско-правовой характер и не представляют интереса для коммерческого права.
От них следует отличать договоры органов исполнительной власти и местного самоуправления с предпринимательскими организациями о принятии последними на себя обязанностей содействия развитию экономики данной территории и решению социальных задач. Закон запрещает вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов. Поэтому единственным способом привлечения предпринимателей к участию в решении местных проблем является заключение властными структурами договоров с производственными и торговыми организациями.
В правовой литературе указанные договоры называют управленческими или административными. По содержанию они относятся к типу организационных договоров. Они способствуют выявлению территориальных ресурсов для развития экономики, улучшения условий труда и быта граждан. В отдельных регионах страны заключение таких договоров внедрено в постоянную практику. Подобные договоры заключаются и за рубежом.
В отношениях с организациями-изготовителями такие договоры могут предусматривать обязанности сохранения объемов производства или освоения выпуска социально значимых групп товаров, сохранения неизменным уровня цен на подобные товары, поддержания или установления кооперационных связей по поставкам необходимых ресурсов производителям своего или других регионов.
В договорах с торговыми организациями может предусматриваться обязанность поддерживать наличие определенного ассортимента товаров для социально незащищенных слоев населения, продажи товаров со скидкой с цены отдельным группам граждан. Может устанавливаться обязанность магазинов принимать на реализацию товары от местных производителей, чтобы содействовать развитию производства и продаж товаров своего региона, снижению цен.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления располагают широкими возможностями, чтобы добиться от предпринимателей заключения подобных соглашений. Так, они могут в качестве эквивалента предоставлять земельные участки и помещения для аренды по дифференцированным ставкам платы с учетом дополнительных затрат арендатора на местные нужды. Предпринимателям могут устанавливаться льготы по уплате региональных и местных налогов. Соответственно, невыполнение предпринимательской организацией принятых на себя по договору обязанностей будет влечь лишение предусмотренных льгот и другие отрицательные последствия.