Понятие и признаки правового акта местного самоуправления
Правовые акты органов местного самоуправления должны приниматься в строгом соответствии с требованиями принципа законности, на основе и во исполнении законов. Акты, не соответствующие закону, подлежат отмене. Вместе с тем они не могут противоречить другим актам вышестоящих органов представительной и исполнительной власти.
Основные требования, предъявляемые к правовым актам органов местного самоуправления:
- принят полномочным органом или должностным лицом в пределах его компетенции;
- принят в установленном порядке;
- издан в установленный законом срок и по установленной форме;
- должен соответствовать цели закона;
- принят в соответствии с процессуальными требованиями.
Последствия, наступающие при несоблюдении вышеуказанных требований, предъявленных к правовым актам органов местного самоуправления:
1. Ничтожность правового акта принятого органом либо должностным лицом местного самоуправления. Ничтожный акт – это такой правовой акт местного самоуправления, который вследствие своей незаконности не может порождать и не порождает юридических последствий. Их незаконность настолько очевидна, что он не подлежит исполнению.
2. Оспариваемый нормативно-правовой акт органов местного самоуправления – правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть оспорен заинтересованными лицами или органами. Например: неточности фактического характера.
Уставы муниципальных образований
Устав муниципального образования имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем правовым актам муниципальных образований и их должностных лиц. Устав имеет прямое действие на всей территории муниципального образования.
Устав определяет и закрепляет общие положения; принципы, форму, систему и структуру муниципальных образований; организацию деятельности по решению задач социально-экономического развития; защиту прав и интересов жителей муниципального образования и т.д.