Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования...

Подробнее:

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник...

Подробнее:

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права...

Подробнее:

Общие свойства отношений, регулируемых налоговым правом

Согласно господствующей в российской науке точке зрения, юридические особенности, свидетельствующие о распределении норм права по отраслям, должны найти свое объяснение вне права, в структуре общественных отношений, регулируемых правом. Поэтому традиционно главным системообразующим фактором, обусловливающим выделение отрасли в правовой системе, является предмет правового регулирования.

Наличие собственного предмета регулирования у налогового права признают практически все ученые, вне зависимости от своей позиции относительно положения данного правового образования в системе права. Различие состоит в том, что одни рассматривают его как неотъемлемую часть предмета финансового права, другие — допускают его относительную обособленность, самостоятельность. Следовательно, центральным моментом в соответствующей дискуссии должен быть вопрос о том, обладают ли отношения, регулируемые налоговым правом, качественным своеобразием, представляют ли они собой отдельный вид общественных отношений, требующий особых, в чем-то уникальных, способов правового воздействия. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо остановиться на общей характеристике соответствующих отношений.

В научных публикациях налоговые отношения нередко определяются не через анализ их сущности, а путем перечисления составляющих их элементов. Например, А. В. Брызгалин и С. А. Кудреватых определяют предмет налогового права как группу однородных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения. Очевидно, что данное определение, по существу, лишь воспроизводит соответствующее положение ст. 2 НК РФ, изложенное в первой редакции данного документа. Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ указанная статья были изменена и среди отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, были названы отношения по обжалованию актов налоговых органов, действий их должностных лиц. Означает ли данный факт, что законодатель, добавив несколько слов в соответствующую статью, изменил предмет налогового права, включил новую группу отношений в сферу налогово-правового регулирования? Думается, при ответе на этот вопрос следует исходить из того, что структура российского права в значительной степени носит объективный характер, и возможности законодателя изменять ее по своему усмотрению не только не беспредельны, но и весьма ограниченны. По всей видимости, проблема состоит все-таки в том, что попытки сформулировать доктринальное определение предмета налогового права лишь путем перечисления отношений, регулируемых налоговым правом, без указания на их общие, интегративные свойства и характеристики обречены на неудачу. Подобное определение ничем не будет качественно превосходить легальную дефиницию.

В чем же проявляются общие свойства и характеристики всех групп отношений, регулируемых налоговым правом? Какие отношения являются ядром предмета налогового права, «центром притяжения» других сходных отношений, регулируемых налоговым правом лишь в силу их подобия и неразрывной связи с основными отношениями ? С нашей точки зрения, необходимо выделить пять общих родовых свойств основной массы налоговых отношений, интегрирующих последние в единый предмет правового регулирования: во-первых, они выступают как отношения по распределению бремени публичных расходов; во-вторых, налоговые отношения имеют организационно-имущественный характер; в-третьих, с одной стороны, в данных отношениях выступают публичные субъекты, с другой — частные; в-четвертых, они строятся на принципах равенства, всеобщности, соразмерности; в-пятых, могут существовать только в правовой форме.

<< В начало < Предыдущая  1  2  3  4  5  6  ...  9  Следующая >   В конец >>

Навигация по сайту

Популярные новости

  • 17-04-2024Ирина Шиткина рассказала о поправках, которые предлагается внести в часть первую Гражданского кодекса. В настоящее время...
    Подробнее...
  • 15-04-202428 июня состоялась встреча руководителей Федеральной палаты адвокатов РФ Е.В. Семеняко и Ю.С. Пилипенко с руководителем Росрегистрации...
    Подробнее...
  • 13-04-2024С докладом выступил председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов...
    Подробнее...

Опрос на сайте

Для кого при приеме на работу можно устанавливать испытательный срок?
  •  Для выпускников училищ, идущих работать по специальности
  •  Для выпускников техникумов, идущих работать по специальности
  •  Для выпускников ВУЗов, идущих работать по специальности
  •  Для женщин с детьми до 3 лет
  •  Для беременных женщин
  •  Для государственных служащих
  •  Для лиц, которых избрали на эту должность