Понятие и признаки сбора
2. Сбор — это взимание, обусловленное совершением со стороны публичных образований или уполномоченных ими организаций в пользу плательщика определенного встречного предоставления. Это предоставление может выражаться в определенных действиях активного характера, имеющих юридическое значение, в предоставлении плательщику особого права либо в передаче плательщику определенных товаров, приобретение которых у государства является обязательным для него в силу закона или вынужденным по причине наличия государственной монополии в соответствующей сфере.
В публикациях отмечается, что «сбором и пошлиной принято именовать денежную повинность, взимаемую в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера. При внесении этих платежей всегда присутствует специальная цель и специальные интересы ». Обоснованно ли такое сужение сферы действия правового режима сборов путем указания на обусловленность их уплаты услугой именно публично-правового характера?
Обратимся к положениям действующего законодательства. Пункт 1 ст. 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает, что обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. В свою очередь, орган по сертификации — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. В качестве органов по сертификации могут выступать не только коммерческие организации, но и органы Госстандарта России в пределах компетенции.
Статья 27 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» гласит, что метрологические работы и услуги, оказываемые юридическим и физическим лицам государственными научными метрологическими центрами и органами Государственной метрологической службы Госстандарта России — испытания для последующего утверждения типа средств измерений, проверка средств измерений, лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, сертификация средств измерений, калибровка средств измерений, аттестация методик выполнения измерений, экспертиза нормативных документов, аккредитация метрологических служб и лабораторий, другие услуги — оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключаемых договоров.
Оба приведенных нормативных предписания сходны в одном отношении. Лицо, принявшее решение осуществлять деятельность в определенной сфере, в обоих случаях может быть вынуждено под давлением юридических и экономических факторов обратиться в соответствующий государственный орган с просьбой о выполнении определенных работ в его интересах за установленную плату. Формально производство работ по обязательной сертификации продукции, а также работы по испытанию средств измерений для последующего утверждения средств измерений такого типа, работы по их проверке могут оплачиваться по заключенным договорам. При этом производимая оплата будет обусловлена не юридическими последствиями выполненных работ, а именно их фактическим содержанием. Можно ли говорить в этом случае, что перед нами не сбор, а платеж, осуществляемый в гражданско-правовом порядке? С нашей точки зрения, это неверно, несмотря на то, что «степень публичности» выполняемых в данном случае работ может обсуждаться.