Актуальные проблемы правового информирования
Опубликование закона само по себе не обеспечивает реальное знание законов гражданами. Оно не означает, что все получат возможность ознакомиться с его содержанием. В работах ученных, отмечается, что реальным основанием действия презумпции знания закона следует считать не только его официальное доведение до сведения исполнителей, но и выполнение государством функции обеспечения доступности законодательства. Данная функция должна в себя включать официальные и неофициальные способы информирования граждан о содержании нормативных актов. Следовательно, встает вопрос о источниках и формах осуществления правового информирования населения, их эффективном использовании.
Уровень правового информирования не отвечает современному этапу развития нашего общества. Государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщено, отсутствует государственная программа по правовому информированию и повышению уровня правовой культуры населения. Не все общественные объединения и другие элементы гражданского общества уделяют внимание правовому просвещению населения, не каждые из них способны оказать квалифицированную юридическую помощь населению. В каких случаях государство, его органы, другие организации обязаны доводить нормативную правовую информацию до граждан. Какая ответственность предусмотрена и должна быть предусмотрена за ненадлежащее правовое информирование граждан уполномоченными на то лицами.
Механизм правового информирования может быть представлен как система, коммуникационная цепь, состоящая из источников информации, каналов коммуникации и получателей информации. Каналами коммуникации для этой системы выступают разнообразные формы правового информирования граждан, в процессе функционирования которых происходит их ознакомление с содержанием законодательных норм, со всем комплексом правовых знаний, необходимых для обеспечения доступности законодательства.
Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем правовую информацию он получает из других источников. Важную роль как источник правовой информации играет неофициальное межличностное общение в виде вербального неформального общения на правовые темы с другими членами небольших социальных групп, к которым относится данное лицо (семья, трудовой коллектив и др.). Каждый человек в какой-то мере непосредственно участвует в юридической жизни государства самым активным образом. Гражданин государства может оказаться в списке присяжных заседателей, и при определенных условиях сможет участвовать на судебном процессе. Правовое информирование происходит при участии граждан в референдумах, при проведении избирательной компании.
Глубокие правовые знания могут быть достигнуты только путем организованного правового обучения, осуществляемого в процессе определенного учебного цикла. Государственный стандарт общего образования формулирует цели правового обучения школьников, заключающиеся в «развитие познавательных интересов в процессе восприятия правовой информации, развитие нравственной и правовой культуры; воспитание гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение знаний, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина».