Федерация и федерализм: семантико-терминологический аспект
Бесспорно, что в наилучшем виде федеративная форма государственного единства может быть реализована только в условиях демократического, правового и, добавим, социального государства. В то же время подобное требование не является исключительным атрибутом федерализма и в одинаковой степени должно быть отнесено и к унитарному государству. Принципы правового (справедливого) конституционного строя являются общими принципами формы демократического государства в целом. Применительно к отдельным элементам этой формы они проявляются не прямо, а опосредованно, действуя через призму особенностей каждого из них и влияя на сущностные характеристики их непосредственных принципов. Это равным образом касается не только принципов разных форм государственного единства, но и принципов форм правления и политических режимов.
К непосредственным принципам современного отечественного федерализма ст. 5 Конституции РФ 1993 года относит равноправие субъектов Российской Федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов.
Что касается характеристики федерации как «союза граждан» и их «социального договора» с целью установления партнерских отношений между обществом и властью, то подобный подход также представляется излишне пространным. В конечном итоге любое государство (а назвавшееся демократическим, правовым и социальным – в особенности) должно выражать волю своего народа. Не только в теории, но и в законотворчестве эта воля и ее обладатель рассматриваются в качестве источника государственной власти. Не является исключением ст. 3 Конституции РФ, провозглашающая единственным обладателем данной функции многонациональный народ нашего государства, являющийся к тому же и единственным носителем власти. Однако эту власть при создании федерации народ осуществляет не напрямую, а опосредованно. От его имени выступают соответствующие организованные в государственно-правовом отношении территории, или государственные образования, которые и являются непосредственными субъектами федеративных связей. Однако, как коллективные субъекты права в конкретных государственно-правовых отношениях, они также не выступают сами по себе, поручая олицетворять собственное бытие и интересы соответствующим региональным (субъектным) органам государственной власти.
Таким образом, говоря словами Т.М. Фадеевой, в отличие от нации, как социально-политического сообщества индивидов, в рамках которой политическая система взаимодействует непосредственно с «лицами», в условиях федерации происходит взаимодействие с территориями, а сама она выступает в виде объединения этих политически организованных пространственных единиц. Именно в этом и заключается привлекательность федерализма.
Федерализм как политическая теория представляет собой систему политических норм, принципов и институтов, касающихся федеративной организации государства, и своим содержанием, по мнению В.Е. Чиркина, охватывает три основных элемента. Сама федерация с ее территорией, населением и властью выступает статичным по своей природе, материальным элементом федерализма. Второй элемент, более подвижный, – особый порядок организации или построения, подчиненный специфическим целям и задачам, отличающимся от аналогичных характеристик конфедерации и унитарного государства. Третий элемент самый динамичный. Это обусловленные федеративной организацией отношения между федерацией в целом с ее субъектами, а в ряде случаев – и с несубъектами, в роли которых могут выступать так называемые «федеральные территории», как, например, федеральный округ Колумбия в США. Подобные отношения могут быть как субординационного (вертикального), так и координационного (горизонтального) свойства, или не только подчинения, но и сотрудничества.