К вопросу об источниках норм права в Российской Федерации
Второй вариант оценки сложившейся практики предполагает, что формулировка ч. 3 ст. 15 Конституции России неточна и нуждается в ограничительном толковании, поскольку в ней под нормативными правовыми актами подразумеваются лишь соответствующие решения субъектов публичной власти. Нормативные правовые акты непубличных корпораций данным конституционным положением не охватываются и в обязательном опубликовании для всеобщего сведения не нуждаются, поскольку могут быть обнародованы и иными способами, что в большинстве случаев и происходит. Несмотря на практическую целесообразность такого вывода, окончательно его может подтвердить только аналогичное по содержанию официальное толкование Конституционного Суда РФ.
Если решение вопроса об обязательности опубликования для всеобщего сведения нормативных правовых актов непубличных корпораций зависит от результата толкования ч. 3 ст. 15 федеральной Конституции, то для актов федерального и регионального законодательства, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, этот вопрос разрешен однозначно: ранее официального опубликования они применяться не должны. Вместе с тем это ясное конституционное правило в законодательной практике на федеральном и региональном уровнях порою вопиющим образом нарушается. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Бюджетного кодекса РФ закон о бюджете, принимаемый на финансовый год, вступает в силу уже со дня его подписания. Хорошо, если данный закон и публикуется официально в этот же день, что теоретически возможно. А если этого не происходит? Согласно Бюджетному кодексу РФ действию закона о бюджете сей факт не препятствует. Аналогичное правило нередко воспроизводится и в законах о бюджете субъектов Российской Федерации.
В число дискуссионных вопросов, связанных с понятием нормативных правовых актов, относится наличие в их составе так называемых рекомендательных нормативных правовых актов. Сторонниками положительного ответа на данный вопрос отмечается, что эти акты не устанавливают права и обязанности, а лишь рекомендуют субъектам, в компетенцию которых входит принятие локальных правовых норм, закрепить определенные их модели. В советской юридической литературе рекомендательные нормы рассматривались как «совет, предложение компетентных органов, обращенные к кооперативным и общественным организациям», а их правовое значение усматривалось в том, что они «не только а) управомочивают кооперативную или общественную организацию принять определенное решение по нормативному регулированию тех или иных отношений, б) обязывают ее обсудить рекомендацию, но и в) предварительно санкционируют нормативное решение организации по данному вопросу, оснащают его юридической силой (что является основой для последующей регистрации или утверждения соответствующих актов кооперативных и общественных организаций в государственных органах). В этом отношении рекомендации являются этапом в нормотворческом процессе, осуществляемом колхозами и иными кооперативными и общественными организациями, направляют его, обеспечивают единство локальных норм в масштабе всей страны».