Либерализация уголовного законодательства
Профессор А.В. Бриллиантов, принимавший непосредственное участие в разработке Федерального Закона от 8 декабря 2003г., в интервью журналисту «Российской газеты» назвал исключение конфискации имущества из системы наказаний достаточно спорной коррективой, однако при этом правильно отметил: «Теперь суд может отобрать лишь то, что послужило орудием преступления или нажито преступным путём. Так что задача следствия многократно усложняется. Мало задержать чиновника- взяточника с поличным. Нужно ещё доказать, что шикарный коттедж и автопарк из дорогих иномарок куплены на взятки, а не на деньги, одолженные у друзей и дальних родственников».
Действительно, от правоохранительных органов потребуется больший профессионализм, а решение об изъятии у лица имущества должно быть обоснованным, но таковы требования правового государства.
Тот факт, что депутаты Государственной Думы проигнорировали мнения учёных по вопросу об исключении конфискации имущества из системы наказаний, по нашему мнению, может быть связан с наличием так называемой специальной конфискации, которая, не являясь уголовным наказанием, осуществляется в рамках уголовно-процессуального законодательства и обеспечивает обращение в доход государства орудий и средств совершения преступлений, денег, ценностей, имущества, нажитых преступным путём.
Как нам представляется, специальной конфискации, как меры уголовно-процессуального характера, вполне достаточно, чтобы обеспечить соблюдение Россией обязательств по международным конвенциям, предусматривающим конфискацию имущества в борьбе с преступлениями международного характера, а реализация норм уголовного права, предусматривающих ответственность за «отмывание» денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём, даёт возможность изымать у виновных это имущество и обращать его в доход государства, не прибегая к санкции о конфискации имущества.
По нашему мнению, выигрыш от сохранения конфискации имущества в лестнице наказаний в качестве угрозы за совершение преступления ничтожно мал по сравнению с реальной выгодой для экономики страны от создания для потенциальных и уже имеющихся инвесторов обстановки уверенности в завтрашнем дне и спокойствия за сохранность своего имущества. Не потому ли российский капитал часто норовит остаться за рубежом, а иностранные инвесторы не торопятся вкладывать свои капиталы в нашу экономику, что в стране до недавнего времени сохранялась возможность потерять всё своё законно нажитое достояние от применения наказания в виде конфискации имущества?
Либерализация уголовного закона, выразившаяся в исключении возможности конфискации имущества, по нашему мнению, не влечёт никаких вредных последствий. Напротив, она способствует укреплению гражданского общества.