Медицинская помощь как элемент государственного социального обеспечения
Н.В. Антипьева, рассматривая вопросы медицинского обслуживания военнослужащих, отмечает, что в настоящее время лица, проходящие военную службу, нуждаются в расширении гарантий оказания им медицинской помощи, которую необходимо рассматривать как предоставление военнослужащим бесплатно за счет средств федерального бюджета услуг военно-медицинских учреждений (в случаях, установленных законом, – иных учреждений государственной и муниципальной системы здравоохранения), а также лекарственного обеспечения при амбулаторном, стационарном и (или) санаторно-курортном лечении, реализации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений здоровья. Автор констатирует необходимость более четкой правовой регламентации оказания медицинской помощи военнослужащих с учетом специфики военно-служебных отношений.
Эти выводы справедливы и для представителей правоохранительных служб. Проиллюстрируем это на примере положений Федерального закона от 21 июля 1997 года «О службе в таможенных органов в Российской Федерации». В ст. 45 указанного закона сказано, что сотрудники таможенных органов имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов. При отсутствии по месту службы или месту жительства сотрудников таможенных органов учреждений здравоохранения системы таможенных органов, соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь указанным сотрудникам оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения в объеме, предусмотренном территориальной программой обязательного медицинского страхования. При оказании сотрудникам таможенных органов медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения в объеме, превышающем объем, предусмотренный территориальной программой обязательного медицинского страхования, расходы на оказание медицинской помощи возмещаются Федеральной таможенной службой.
Однако предоставление медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования должно осуществляться только в отношении застрахованных граждан. Оказание такого вида помощи сотрудникам таможенной службы потребует дополнительных расходов страховых средств, в формировании фонда которых работодатели (наниматели) данной профессиональной категории не участвуют. Помимо проблем, связанных с необоснованным расходование средств ОМС, могут возникнуть трудности и с установлением случаев превышения объема медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС. Это обусловлено отсутствием в действующим законодательстве легального определения данного понятия. При определении социально-страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию законодатель лишь перечисляет виды (классы) заболеваний, при которых оказывается помощь за счет средств ОМС.