Медицинская помощь как элемент государственного социального обеспечения
Особые правила медицинского обслуживания установлены для судей и работников прокуратуры. Они имеют право на весь спектр медицинских услуг за счет средств федерального бюджета. При этом данные виды правоохранительных органов не обеспечены ведомственными учреждениями здравоохранения. Оказание помощи судьям и работникам прокуратуры в государственных и муниципальных учреждениях требует правовой регламентации, поскольку оплата медицинской помощи данным профессиональным категориям должна осуществляться на основании специальных норм.
Возвращаясь к общей характеристике норм, устанавливающих правила медицинского обслуживания отдельных категорий граждан, отметим, что наряду с наличием двух основных направлений в правовом регулировании в данной сфере (льготные условия предоставления медицинской помощи, особый порядок ее финансирования), можно выделить и третье. Его особенность заключается в том, что в федеральных законах, посвященных социальной защите отдельных категорий граждан, воспроизводятся общие положения гарантирующих реализацию права граждан на медицинскую помощь (например, детей-сирот). Таким образом, несмотря на избранную законодателем форму, свидетельствующую о дифференциации правового регулирования, фактически она отсутствует.
Представляется правильным для лиц, здоровье которых требует особой заботы, установление повышенных гарантий медицинского обслуживания. Примером этому могут служить положения ст. 24 Федерального закона от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», где установлены нормы об обязательном специальном медицинском наблюдении (диспансеризации) названных граждан в течение всей жизни.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о множественном значении мер по предоставлению медицинской помощи в системе государственного социального обеспечения. Во-первых, законодательством устанавливаются льготы по получению медицинских услуг, которые носят характер привилегий и направлены на упрощение доступа к медицинской помощи некоторых категорий граждан вследствие их особых заслуг при осуществлении социально полезной и значимой для государства и общества деятельности. Во-вторых, медицинская помощь может рассматриваться в качестве инструмента предупреждения и компенсации социально-рисковых ситуаций. В этом случае повышенный риск связан с особенностями профессиональной деятельности. В-третьих, в нормативных правовых актах могут устанавливаться дополнительные меры по медицинскому обслуживанию, обусловленные необходимостью особого внимания к состоянию здоровья граждан, например, пострадавших в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.