Некоторые искусственные уголовно-процессуальные препятствия обеспечению доступа к правосудию
Европейский Суд неоднократно рассматривал такие судебные права-гарантии, как доступ к правосудию, длительность судебной (включая досудебную) процедуры, разбирательство дела в разумный срок, судебное разбирательство без неоправданной задержки. Так, «разумный срок» в практике Европейского Суда не является чем-то заранее предустановленным. Решая этот вопрос, суд каждый раз исходит из конкретных обстоятельств дела. Разумный срок, о котором говорится в приведенных международных актах, охватывает расследование до начала судебного разбирательства, непосредственно все судебное разбирательство, включая возможное обжалование принятых решений в вышестоящий суд. При этом учитывается сложность дела, оперативность работы соответствующих государственных органов и должностных лиц, поведение заявителя и последствия несоблюдения разумного срока для заявителя, поскольку требование обеспечения разумных темпов судебного разбирательства весьма важно для уголовных дел, особенно если они сложные, многоэпизодные и групповые, по которым обвиняемые содержатся под стражей, а многочисленные потерпевшие (жертвы преступлений) ожидают восстановления своих прав.
Конституционный Суд РФ подчеркнул, что в рассматриваемых ситуациях объективно создаются препятствия для дальнейшего движения дела, а окончательное решение по делу неоправданно и незаконно задерживается. А потому государство не выполняет свою конституционную обязанность по обеспечению, гарантированию прав и свобод и своевременному и эффективному их восстановлению в случае их нарушения.
Международными документами неоднократно была подтверждена необходимость гарантирования гражданам доступа к механизмам правосудия и справедливому разбирательству в разумный срок. Наличие таких гарантий и их обеспеченность являются одним из основных признаков любого демократического общества. В последние годы судебное разбирательство стало более продолжительным, дорогостоящим и сложным (усложнились и судебные документы) для физических лиц (особенно находящихся в экономически неблагоприятном положении), что существенно ограничивает и затрудняет, а порой делает вообще невозможным осуществление ими права на доступ к правосудию.
Конституционный Суд России в силу Конституции РФ и Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» неоднократно рассматривал дела о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов, в том числе по вопросам обеспечения доступа к правосудию.
Реалии правоприменения высветили ряд требующих законодательного регулирования проблем, предпосылкой которых являются искусственно созданные законодательные препятствия для предварительного расследования.
Так, правило ч. 3 ст. 50 УПК РФ может стать мощным инструментом оказания противодействия предварительному расследованию (и даже рассмотрению уголовного дела судом), поскольку предоставляет ничем не ограниченную возможность подозреваемому, обвиняемому по договоренности с защитником манипулировать правом приглашения защитника, бесконечно откладывая момент явки такого защитника для участия в производстве конкретного процессуального действия. А дознаватель, следователь, прокурор или суд вынуждены терпеть подобное поведение подозреваемого, обвиняемого, т.к. в случае неявки приглашенного защитника в течение 5 суток со дня заявления ходатайства о приглашении защитника дознаватель, следователь, прокурор или суд имеют единственное право – предложить подозреваемому, обвиняемому пригласить другого защитника. Принять же меры по назначению защитника они могут только в случае отказа подозреваемого, обвиняемого от самостоятельного приглашения защитника.