О некоторых теоретических проблемах социально-страхового обеспечения
Необходимость такого дополнения обусловлена не только невозможностью в соответствии с действующим законодательством определить рамки социально-страхового обеспечения, но и особым статусом застрахованного лица в системе ОМС. Застрахованный гражданин никакого участия в заключении договора обязательного медицинского страхования не принимает, кроме того он исключен из процедуры выбора страховой медицинской организации, несмотря на положения ст. 6 Закона о медицинском страховании, которые такое право застрахованному лицу предоставляют.
Приведенные аргументы были учтены законодателем при создании специальных законов об отдельных видах обязательного социального страхования. Так, например, пп. 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусматривает, что застрахованный имеет право на получение от страхователя и страховщика бесплатной информации о своих правах и обязанностях по данному виду страхования. Аналогичные положения о получении юридически значимой информации содержится и в ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании».
Еще одним направлением совершенствования законодательства должно стать закрепление конкретного объема социально-страхового обеспечения в сфере обязательного медицинского страхования на уровне закона, о чем уже было сказано выше. Законодательное определение рамок социально-страхового обеспечения будет не только соответствовать требованиям базового закона об обязательном социальном страховании, но и обеспечит стабильность правового регулирования в этой сфере, а также создаст определенные барьеры в произвольном изменении объема прав застрахованных граждан.
Способствовать конкретизации их прав будет также разграничение страховых и нестраховых медицинских услуг. Положения действующего законодательства (прежде всего, Программы государственных гарантий) позволяют сделать вывод о том, что одна и та же услуга предоставляется и за счет социального страхования, и за счет государственного социального обеспечения, например, медицинская помощь во время беременности. Оговоримся, что вопрос о признании бесплатной медицинской помощи, предоставляемой за счет бюджетных средств, видом государственного социального обеспечения в науке права социального обеспечения окончательно не разрешен. При этом большинство видных ученых в этой области, исследуя вопросы государственного социального обеспечения, уделяют внимание и медицинской помощи.
Если допустить, что медицинская помощь, предоставляемая за счет бюджета, является видом государственного социального обеспечения, то возникает вопрос о том, почему один и тот же социальный риск, а именно несение повышенных расходов, связанных с необходимостью получения медицинской помощи, одновременно компенсируется в рамках разных форм социальной защиты населения - обязательном социальном страховании и государственном социальном обеспечении. Выбор организационно-правовой формы социальной защиты населения, направленной на минимизацию неблагоприятных ситуаций, зависит от определенных обстоятельств. Так, М.Ю. Федорова, рассуждая о сущности социально-экономического риска, приходит к выводу о том, что страховой риск в отличие от нестрахового характеризуется следующими чертами: 1) наличием обособленного финансового источника; 2) возможностью заранее их оценить, предвидеть; 3) распределением примерно в одинаковой степени между всеми участниками страховой организации.