О некоторых теоретических проблемах социально-страхового обеспечения
М.В. Лушникова и А.М. Лушников иначе разграничивают эти категории. По мнению авторов, социальные страховые риски предполагают особый механизм экономически обоснованных (на основе актуарных расчетов) размеров страховых взносов и соразмерных страховых выплат, финансирование за счет специальных страховых взносов. При этом принципиальным моментом является отсутствие проверки нуждаемости застрахованного лица. «Не страховой социальный риск» М.В. Лушникова и А.М. Лушников связывают с системой государственной социальной помощи и указывают, что целью таких выплат, услуг является доведение уровня жизни лица (семьи) до прожиточного минимума. Здесь требуется уточнение, связанное с тем, что нестраховые социальные риски также компенсируются и в иных формах социальной защиты населения, например, в государственном социальном обеспечении.
Приведенные рассуждения довольно сложно применить к медицинской помощи. Однако, по нашему мнению, разграничение медицинских услуг на страховые и социально-обеспечительные, прежде всего, необходимо провести по такому критерию как субъект, получающий медицинскую помощь. Очевидно, что лица, не имеющие собственного заработка, не могут быть участниками системы страхования, направленной на компенсацию повышенных (дополнительных) расходов, связанных с получением медицинской помощи.
Вторым критерием разграничения бюджетного и страхового финансирования медицинских услуг могли бы стать виды заболеваний. Действующее законодательство содержит такой термин как «наиболее распространенные болезни», хотя и не раскрывает его содержания (ст.37.1 Основ). Представляется, что риск заболеть, например, ОРВИ, распространяется на всех граждан примерно одинаково, что является признаком социально-страхового риска. В тоже время, лечение заболеваний, требующих специализированной медицинской помощи с применением сложных, уникальных и ресурсоемких технологий, возможно было бы осуществлять за счет бюджетного финансирования.
Таким образом, целесообразно предложить следующие меры, направленные на совершенствование действующего законодательства об обязательном медицинском страховании. Во-первых, необходимо привести в соответствие общие и специальные нормы об обязательном медицинском страховании в части унификации определения социально-страхового обеспечения по ОМС. Во-вторых, законодательного закрепления требует право застрахованных граждан на информацию о своих правах и обязанностях в сфере обязательного медицинского страхования. В-третьих, законодателю следует определить критерий разграничения страхового и бюджетного финансирования отечественного здравоохранения, опираясь на научные исследования различных отраслей права, в том числе права социального обеспечения. В-четвертых, необходимо конкретизировать перечень медицинских услуг, на которые гражданин может рассчитывать при предъявлении полиса ОМС, их объем и условия предоставления. В-пятых, должен быть принят федеральный закон об обязательном медицинском страховании, включающий в себя организационные, правовые и финансовые основы ОМС, а также виды, объем, условия и порядок предоставления социально-страхового обеспечения.
Указанные меры позволят обеспечить более эффективную реализацию конституционного права граждан на медицинскую помощь, а также облегчат органам власти различного уровня выполнение функций по определению необходимого объема финансирования учреждений здравоохранения.