Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования...

Подробнее:

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник...

Подробнее:

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права...

Подробнее:

О понятии нематериальное благо в семейном праве

Само понимание того, что есть благо, отличается в зависимости от сферы научных интересов авторов. Так, для экономистов характерны воззрения, связывающие понятие «благо» с потребностями людей. Эта точка зрения основывается на понимании блага в политической экономии. К. Менгер писал: «Для того чтобы предмет стал благом, или, другими словами, для того чтобы он приобрел характер блага (Guterqualität), необходимо совпадение следующих четырех условий: 1) человеческой потребности; 2) свойств предмета, делающих его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности; 3) познания человеком этой причинной связи; 4) возможности распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности». Сходную точку зрения высказывал Ф.А. Селиванов, относящий к благам все, что полезно «в отношении к потребностям людей». Вышесказанное в большей степени относится к благам материальным, но и нематериальное благо должно быть жизненно необходимо, т. е. должна наличествовать объективная потребность индивида в нем.

Философское понимание блага более абстрактно: это то, что заключает в себе определенный положительный смысл. Философы выделяют определенные «ступени» познания блага. На первой ступени происходит фиксация атрибутов, без которых природа блага немыслима: наслаждение и его осознание. По мнению В.С. Соловьева, «несомненно, что достигнутое благо или исполненное желание всегда сопровождается ощущением удовольствия, которое может служить и для определения высшего блага». На второй ступени наступает момент рефлексивности (самоотражения) блага. К благу относятся добро, счастье, красота, истина, вера, смысл жизни, совершенство, первопричина, абсолют, а в пределе – Бог (религиозная философия), Единое (неоплатонизм), абсолютная идея (Гегель). Третий момент в определении блага предопределяется необходимостью сгладить в нем элементы субъективизма и персонализма. Любое благо (даже общее и абсолютное), чтобы быть таковым, должно актуализироваться в жизни конкретного человека.

Таким образом, благо в философии – наиболее общее понятие для обозначения любой положительной ценности (противоположность благу –отрицательная ценность, зло). Предмет или явление, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам, целям и устремлениям людей, является благом, т. е. благо есть социальное определение предмета или явления, его полезное значение для человека. Оно может носить как общечеловеческий, так и индивидуальный характер, если отвечает особым потребностям и запросам личности.

Представляют интерес философские исследования в области этики Г. Сиджвика, который отмечал следующее: «если мы внимательно рассмотрим те постоянные результаты, помимо качеств человеческих существ, которые мы обычно считаем хорошими, то в результате рассуждения мы не сможем обнаружить ничего, что обладало бы этим качеством хорошести, вне отношения к человеческому существованию, или, по меньшей мере, – к некоторому сознанию или чувству». Таким образом, любое благо носит оценочный характер. Какими бы объективными и не зависящими от человека ни казались некоторые блага, они не имеют ценности вне отношения к человеческому существованию и обретают ценность как возможные объекты созерцания другого человека и как то, что, возможно, окажет на этого человека положительное влияние. Среди всего, что имеет отношение к человеческому существованию, Г. Сиджвик выделяет две цели, которые могут рассматриваться в качестве высшего блага: «…я считаю, все признают, что для человека разумно стремиться к красоте, знанию и другим идеальным благам, точно так же, как и к существующим не зависимо от нас материальным вещам в той мере, в какой они способствуют (1) счастью или (2) совершенству или превосходству человеческого существования». Кроме того, как уже отмечалось, с точки зрения Г. Сиджвика, для этики имеет значение не всякое благо, а именно то, которое человек может реализовать в своем поведении.

Навигация по сайту

Популярные новости

  • 24-04-2024Ирина Шиткина рассказала о поправках, которые предлагается внести в часть первую Гражданского кодекса. В настоящее время...
    Подробнее...
  • 22-04-202428 июня состоялась встреча руководителей Федеральной палаты адвокатов РФ Е.В. Семеняко и Ю.С. Пилипенко с руководителем Росрегистрации...
    Подробнее...
  • 20-04-2024С докладом выступил председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов...
    Подробнее...

Опрос на сайте

С какого возраста можно заключать трудовой договор?
  •  С четырнадцати лет
  •  С пятнадцати лет
  •  С шестнадцати лет
  •  С семнадцати лет
  •  С восемнадцати лет