Общая характеристика налоговой ответственности банков
Правонарушения банков направлены против порядка функционирования налоговой системы. В то время как общие налоговые правонарушения направлены на нарушения субъектами основных обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, и уклонение от выполнения возложенных законодательством функций. В случае совершения банками налоговых правонарушений, считают Тадеев А.А. и Парыгина В.А., налоговые органы страны просто утратят контроль над экономическими отношениями в стране (расчетами и операциями, совершаемыми налогоплательщиками) и не смогут исполнять свои функции.
Все нормы части первой НК РФ, регламентирующие производство по делам о налоговых правонарушениях и условия привлечения банков к ответственности, в полной мере применимы к банкам с учетом особенностей элементов составов совершаемых банкам налоговых правонарушений.
Проведенный нами анализ дает возможность выявить следующие основные условия привлечения банков к налоговой ответственности.
Во-первых, необходимо исходить из принципа, согласно которому банк не может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом. Что касается оснований привлечения к налоговой ответственности, то согласно данному принципу норма законодательства об ответственности должна четко указывать признаки наказуемого деяния, внешнего проявления противоправного поведения, то есть объективной стороны правонарушения.
Необходимо указать, что практически все нормы НК РФ в действующей редакции, устанавливающие составы правонарушений банков, формулируют объективную сторону налогового правонарушения достаточно четко. Исключением является пункт 2 статьи 135 НК РФ. Объективная сторона данного правонарушения представляет собой сложный фактический состав и выражается в совершении банком неправомерных действий или в нарушении установленных запретов, создающих ситуацию отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа. НК РФ не устанавливает в данном случае перечня действий, которые могли бы составить объективную сторону правонарушения. Такая неопределенность привела к большим сложностям при привлечении банков к налоговой ответственности за данное правонарушение, и в настоящее время описание объективной стороны данного правонарушения возможно уяснить только при анализе судебно-арбитражной практики.
Также, исходя из содержания ст. 134 НК РФ, нельзя однозначно определить, будет ли считаться правонарушением проведение операций, относящихся согласно ГК РФ к третьей группе очередности, поскольку согласно бюджетному законодательству при недостаточности средств данные операции исполняются одновременно с налоговыми платежами.