Общетеоретические проблемы конституционного регулирования
В их ряду ведущая роль принадлежит государству, в обязанность которого, прежде всего, вменяется не только признавать и соблюдать, но и защищать права и свободы человека и гражданина. Аналогичное правоотношение возникает на основе ст. 57 Конституции Российской Федерации, предписывающей, что «каждый обязан платить законом установленные налоги и сборы». На одной его стороне – все физические и юридические лица, обязанные производить подобные платежи, а на другой - государство, управомоченное требовать такой уплаты.
Далеко не все меры возможного поведения реализуются в конкретных правоотношениях. Для осуществления конституционных свобод подобного рода урегулированных правом связей не требуется, в силу чего связывать правовое регулирование с реализацией правовых норм лишь в конкретных правоотношениях не следует.
С учетом сказанного можно предложить три различных по содержанию, но идентичных по смыслу определения понятия правового регулирования государственной национальной политики. В кратком, «общеполитическом», виде это форма регулирования общественных отношений посредством нормативно-организационной деятельности государства в рамках национальной политики.
Максимально компактной и, в то же время, достаточно емкой, юридической версией будет дефиниция, согласно которой правовое регулирование национальной политики рассматривается как форма регулирования общественных отношений в сфере этнического развития посредством нормативно-организационной деятельности государства, в результате которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.
Наконец, в более развернутой интерпретации правовое регулирование государственной национальной политики есть объективно обусловленная форма воздействия на общественные отношения в сфере этнического развития с целью их упорядочения и достижения устойчивого состояния, осуществляемая государством согласно программным установкам правящих политических сил, с учетом интересов и при участии других слоев общества, путем подготовки, принятия и реализации норм права, включая применение к правонарушителям мер государственного принуждения.