Особенности наказания за экологические преступления
В то же время меры государственного принуждения, предусмотренные санкциями норм экологических преступлений, скорее, адекватны установленным законом мерам административно-правового воздействия, поскольку очевидно не обладают должным карательным потенциалом. Достаточно упомянуть о том, что свыше трети санкций рассматриваемых норм вовсе не содержат наказания в виде лишения свободы.
3. Среди задач Уголовного кодекса называется предупреждение преступлений (ст. 2 УК РФ), для достижения чего устанавливаются определенные виды наказаний; предупреждение совершения новых преступлений позиционируется и как цель применения уголовного наказания (ч. 21 ст. 43 УК РФ). Однако при конструировании санкций законодателем не использованы имеющиеся в Уголовном кодексе резервы.
Представляется очевидным, что весьма эффективным препятствием для рецидивного совершения большинства экологических преступлений является невозможность занятия виновным определенной должности или определенной деятельностью. В то же время, лишение права как обязательное дополнительное наказание предусмотрено лишь в одном (!) из 36 составов преступлений, сосредоточенных в главе 26 УК РФ, что во многом дезориентирует правоприменителя. Кроме того, анализ судебной практики свидетельствует и о том, что при назначении наказания за экологические преступления суды крайне редко используют возможность, дарованную ч. 3 ст. 47 УК РФ, - назначать лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса.
Более того, сам потенциал рассматриваемой меры государственного принуждения изначально заретуширован на законодательном уровне: а) заниженным представляется срок, на который может быть назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; б) сфера применения данного вида наказания ограничена только должностями на государственной службе или в органах местного самоуправления; в) эфемерны негативные последствия для осужденных, нарушающих запрет занимать соответствующие должности или заниматься конкретной деятельностью: в соответствии с ч. 1 ст. 36 УИК РФ в срок указанного наказания лишь не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.
Тем удивительней присутствие в ряде санкций экологических преступлений видов наказаний, само назначение которых крайне проблематично. Так, в большинстве санкций статей (всего – 22 санкций) в качестве наказания предусмотрены исправительные работы, причем в 13 из них исправительные работы выступают в качестве наиболее строгой меры государственного принуждения, однако указанные преступления как раз и совершаются лицами, имеющими основное место работы (как правило, вплоть до вынесения приговора суда), что, в силу указания ч. 1 ст. 50 УК РФ о применении исправительных работ только к лицам, не имеющим основного места работы, блокирует применение данного вида наказания.