Осуществления МСУ контроля за деятельностью управляющих организаций
Так, в городе Новосибирске издан правовой акт местной администрации, согласно которому уполномоченное структурное подразделение Мэрии города Новосибирска осуществляет ведение реестра и рейтинга организаций, осуществляющих деятельность по обслуживанию и управлению многоквартирными домами в городе Новосибирске, при этом организациям, осуществляющим обслуживание и управление многоквартирными домами, рекомендовано обращаться в Мэрию города Новосибирска с заявлением о включении их в реестр и рейтинг организаций, осуществляющих деятельность по обслуживанию и управлению многоквартирными домами в городе Новосибирске.
В ряде муниципальных образований (города Магадан, Рязань, Улан-Удэ, Томск, Ростов-на-Дону) органы местного самоуправления осуществляют не просто учет управляющих организаций, но и проводят их добровольную аккредитацию.
В соответствии с указанными правовыми актами введение системы добровольной аккредитации направлено на создание института профессиональных управляющих организаций по управлению многоквартирными домами; создание условий для обеспечения доверия к деятельности управляющих организаций на основе признания их соответствующими установленным критериям, достаточным для выполнения работ в соответствующей области; усиление открытости и прозрачности системы оказания услуг для нужд собственников.
Вместе с тем, действующим законодательством не установлены требования о необходимости аккредитации управляющих организаций и органы местного самоуправления, соответственно, не наделены специальными полномочиями по проведению такой аккредитации. Более того, в соответствии со статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправлении должны обеспечивать равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.
Однако указанными муниципальными правовыми актами установлено, что аккредитация является добровольной и проводится в отношении претендентов, желающих получить признание своей компетентности в области управления жилищным фондом.
Между тем, в отдельных муниципальных образованиях (города Владимир, Курган, Ковров, городской округ Ревда, Киржачский район, ЗАТО город Радужный, Ванинский муниципальный район) муниципальными правовыми актами регулируются не только отдельные вопросы, связанные с деятельностью управляющих организаций, но и деятельность управляющих организаций в целом, в том числе вопросы управления жилищным фондом, функции, права и обязанности управляющих организаций, не только в отношении управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности, но и в отношении управления иными многоквартирными домами. В данных правовых актах детально изложены нормы об осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме (в том числе органами местного самоуправления – если речь идет о средствах местных бюджетов) контроля за деятельностью управляющих организаций.