Проблемные аспекты бинарности законодательства РФ
При перемещении товаров через таможенную границу контролируемая поставка осуществляется в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров. Иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными органами. Контролируемые поставки проводят путем: а) наблюдения за грузовыми перевозками (на автомобильном, железнодорожном и других видах транспорта); б) слежения за почтовыми отправлениями, в том числе и на подставные адреса, а также за багажом и грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров или под видом других предметов или товаров.
В режиме контролируемой поставки через таможенную границу РФ могут перемещаться: а) предметы, вещества и продукция, свободная реализация которых запрещена или ограничен оборот (наркотические средства, оружие, драгоценные камни и т.д.); б) предметы, добытые преступным путем или сохранившие на себе следы преступления; в) орудия или средства совершения преступления. В нормативно-правовой базе, регулирующей такие поставки, особое место отводится двусторонним и многосторонним международным договорам и соглашениям: Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г.; Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977г.; Конвенция о психотропных веществах 1971г., иные двусторонние и многосторонние договоры и соглашения. Борьба с контрабандой наркотических средств, оружия и боеприпасов, культурных ценностей – одна из задач, возложенных на таможенные органы РФ.
Важной задачей в их деятельности является выявление и пресечение нарушений прав интеллектуальной собственности. Объемы производства и реализации контрафактной продукции в РФ поставили страну в число мировых «лидеров» по данным показателям. В 2008 г. таможенная служба России признана лучшей среди таможенных органов 174 государств–членов Всемирной таможенной организации по итогам конкурса национальных таможенных администраций по борьбе с контрафактной продукцией. Большой объем правонарушений в области интеллектуальной собственности замедляет интеграцию российской экономики в мировую среду. Создается негативный образ России как одного из главных оплотов мирового пиратства, что крайне отрицательно сказывается на объемах зарубежных инвестиций в российскую экономику… Несмотря на наличие ряда законодательных и нормативных правовых актов, направленных на закрепление организационных, экономических и правовых механизмов указанной деятельности, до настоящего времени не выработано единообразного понимания и стабильной практики их применения.
Вопрос о сохранении за таможенными органами России и фискальных и правоохранительных функций дискуссионный. Международный опыт организационного устройства таможенных органов свидетельствует о различных подходах в построении структуры таможенных служб: в одних государствах таможенные службы имеют в своей структуре правоохранительные подразделения (ФРГ, США, Китай), в других эти функции возложены на иные ведомства (Великобритания, Финляндия).