Проблемные аспекты бинарности законодательства РФ
По словам зам. руководителя ФТС С.Шохина нет необходимости в реконструкции системы таможенных органов России: «Все страны, как входящие в ВТО, так и не входящие, осуществляют формирование структуры и полномочий таможенных служб исключительно исходя из собственных критериев и опыта. Структура таможенной службы РФ включает в себя все подразделения, которые можно найти в традиционных структурах других стран».
Из приведенных выше результатов деятельности таможенных органов видно, что преобладают именно экономические, фискальные функции. До текущего года в доход бюджета поступало от 40 до 47% таможенных платежей, за 2008 г. - 50%. Эффективность работы таможенной службы традиционно оценивается по трем показателям: 2) перечислению в бюджет таможенных платежей, 2) качеству услуг, предоставляемых в сфере таможенного дела, и 3) борьбе с контрабандой.
Кроме этого, штатная численность ФТС России в конце 2008 года составила 73673 единицы, в том числе 18688 сотрудников, 43689 - государственных служащих и 11296 - работников бюджетной сферы. Как мы понимаем, сотрудники – это оперативные работники, имеющие специальные звания, занимающиеся правоохранительной деятельностью, а государственные служащие, которых в 2,3 раза больше, – экономической. В систему таможенных органов также входят учреждения и организации, обеспечивающие деятельность таможенных органов: лаборатории, научные и учебные заведения и другие.
Такой широкий спектр деятельности соответственно и регулируется огромным количеством нормативно-правовых актов. Поэтому восприятие таможенно-правовых институтов осложняется большим объемом нормативно-правовой информации: Таможенный кодекс и кодексы других отраслей права (налоговый, административный, гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный), законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, письма. Так, за 2008г. только ФТС России по совершенствованию законодательства было издано более 800 нормативных правовых актов. А за предыдущие годы? Также действует еще и множество нормативно-правовых актов, изданных до 2004 г. Государственным таможенным комитетом. Кроме этого деятельность таможенных органов регулируют нормативно-правовые акты, направленные на их полномочия именно как правоохранительных органов, не связанные непосредственно с таможенным делом.
Нередко нормативные правовые акты обнаруживают противоречия как друг другу, так и международным договорам РФ. Отсутствие единого толкования нормативно-правовых актов, применяемых при регулировании ВЭД, порождает конкуренцию норм, содержащихся в различных законах и иных правовых актах, по сходным правоотношениям и в наличии правовых пробелов. Из-за неправильного толкования возникают проблемы при рассмотрении споров в судах, так как суды применяют методы аналогии закона и права. Необходимо также отметить, что при осуществлении государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью пересекаются компетенции правоохранительных и иных государственных органов, и эту практику следует прекратить.