Публично-правовые аспекты операций на финансовом рынке
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2008 г. № 227 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты» Министерство финансов РФ организует работу по такому размещению, в частности: устанавливает порядок заключения генерального соглашения Федерального казначейства с кредитными организациями, определяет для отбора заявок максимальный размер средств федерального бюджета, размещаемый на банковские депозиты, срок размещения и минимальную процентную ставку размещения, устанавливает порядок отбора заявок кредитных организаций.
Еще одно направление финансовой деятельности государства на финансовом рынке – сфера размещения временно свободных средств государственных корпораций – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российской корпорации нанотехнологий. В рамках указанной функции Министерство финансов РФ по согласованию с Центральным банком РФ вправе ежеквартально направлять в государственные корпорации предложения об общем размере и распределении (перераспределении) инвестируемых (инвестированных) временно свободных средств корпораций между активами (объектами инвестирования), номинированными в валюте РФ и иностранной валюте, определяет критерии для ценных бумаг, являющихся объектами инвестирования средств государственных корпораций, устанавливает формы предоставления сведений о фактическом объеме и структуре временно свободных средств корпораций, осуществляет иные действия.
Федеральным законом «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ» предусмотрено проведение следующих операций Внешэкономбанка и Центрального банка РФ:
1) предоставление Внешэкономбанком валютных кредитов организациям для погашения, обслуживания кредитов от иностранных организаций, приобретение Внешэкономбанком прав требования у иностранных кредиторов к этим организациям, иные операции в указанных целях;
2) размещение Центральным банком во Внешэкономбанке депозитов на сумму 50 млрд. долларов на указанные цели;
3) компенсация Центральным банком кредитным организациям части убытков (расходов), возникших по сделкам с кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия на оказание банковских услуг;
4) предоставление Внешэкономбанком субординированных кредитов кредитным организациям за счет средств ФНБ;
5) предоставление Центральным банком субординированных кредитов Сберегательному банку РФ, в том числе путем приобретения облигаций Сбербанка или еврооблигаций, выпускаемых в пользу Сбербанка и гарантированных им.
Объем вовлекаемых в оборот средств (более 2 трлн. руб.) и придаваемое указанным мерам значение не позволяют отнести приведенные мероприятия к одинарным формам финансовой деятельности. Следует подчеркнуть участие всех вышеперечисленных субъектов (в том числе и т.н. «системообразующих банков») в отношениях с ярко выраженной публично-правовой характеристикой.