Роль культурных ценностей в уголовно-правовом регулировании
Таким образом, под системой культурных ценностей можно понимать совокупность обусловленных потребностями человека стандартов оценки различных материальных и нематериальных явлений (в том числе поведения человека, его результатов), принятых в соответствующей культуре.
Право «всегда отражает в себе существующие культурные ценности». Аналогичным образом связано с культурными ценностями и уголовное право. Рассмотрим эту взаимосвязь на конкретных примерах.
1. Система культурных ценностей принимается во внимание, прежде всего, при определении предмета уголовного права, поскольку обусловливает значимость того или иного охраняемого им объекта и возможность применения уголовно-правовой санкции за посягательство на данный объект. Так, убийство человека признается преступлением, а убийство животного, например, на охоте, при прочих равных условиях - нет. Причина проста и очевидна – значимость человеческой жизни несравнимо больше, нежели жизни иных живых существ. Этот вывод отнюдь не является произвольным, поскольку делается на основе системы культурных ценностей, в которой приоритеты расставлены подобным образом. Если бы мы пришли к противоположному выводу, то следовало бы констатировать (по крайней мере, с учетом нынешних реалий) полный отрыв уголовного права от своей культурной основы, вследствие чего оно превратилось бы в инструмент насилия над обществом, основывающимся на совершенно иной иерархии ценностей.
Чем меньше уровень соответствия объектов уголовно-правовой охраны существующим в культуре ценностям, тем в большем объеме необходимо использовать потенциал принуждения для реализации уголовно-правовых норм. Очевидно, что в данном случае убеждение будет неэффективным. Это во многом объясняет причины широкого применения уголовной репрессии в СССР в 20-50-е гг. XX века. Эффективность уголовной политики находится в прямой зависимости от того, насколько при ее реализации учитывается система культурных ценностей. Если это соответствие не наблюдается, общество, разделяющее отрицаемую уголовной политикой систему культурных ценностей, становится в этом деле не союзником государства, а скорее его противником, что делает бесполезными попытки государства бороться с преступностью. Невозможно «широко мобилизовать граждан на борьбу с преступностью, если население не придерживается тех критериев оценки деяний в качестве преступных и уголовно наказуемых, которые приняты законодателем». Поэтому криминализация и декриминализация деяний, внесение других изменений в нормы уголовного права должны сопровождаться анализом системы культурных ценностей. В науке вполне справедливо отмечается, что в содержании процесса криминализации «отражаются, по существу, содержание и направленность культуры общества в целом, его социальных норм, ценностей и идеалов».
С учетом вышеизложенного представляется обоснованным рассмотрение преступления, прежде всего, как деяния, не соответствующего культурным ценностям, как формы проявления правового нигилизма. Но существующие в мире культуры отнюдь не являются однородными. Одно и то же деяние в одной культуре признается преступным (например, употребление спиртных напитков в мусульманских странах, двоеженство в ряде западных государств), а в другой – нет. И это не есть признак отсталости культуры, а свидетельство ее самобытности и неповторимости. Преступлением, с точки зрения культуры, должно признаваться деяние, не соответствующее ценностям, господствующим в ней, а не навязанным представителями другой культуры. Именно системой культурных ценностей определяются «естественные границы» уголовного права, его предмет, а также содержание общественной опасности как одного из ведущих признаков преступления.