Роль культурных ценностей в уголовно-правовом регулировании
Между тем приоритет данных прав и свобод над интересами государства остался, как нам представляется, нереализованным. К сожалению, уголовная политика в этом вопросе все еще ориентируется на иные ценности. Одним из доказательств этого факта является количество обращений российских граждан в Европейский Суд по правам человека в связи с нарушением их прав в рамках уголовно-правовых, уголовно-процессуальных отношений. Уголовная политика в нашем государстве переживает кризис, связанный со сменой культурной парадигмы, и, как следствие, изменением приоритетов в плане противодействия преступности. По всей видимости, кризис будет длиться до тех пор, пока в обществе не будет сформирована новая система культурных ценностей. Уповать на меры по совершенствованию уголовного законодательства в этом случае бессмысленно.
3. Культурные ценности влияют не только на оценку поведения человека со стороны общества, но и на восприятие самим субъектом окружающей действительности. В связи с этим весьма плодотворным представляется рассмотрение культурных ценностей в контексте установления критериев вменяемости, а также виновности лица.
Человек становится в полной мере субъектом культуры отнюдь не сразу после своего рождения, а посредством инкультурации – «вхождения» в культуру, приобщения к ней, к культурным ценностям. Поскольку инкультурация осуществляется постепенно, очевидно, что ребенок еще не в полной мере может воспринимать всю систему культурных ценностей и не может в ней так же свободно ориентироваться, как взрослый. На стадии первичной (детской) инкультурации человек осваивает самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» весьма наглядно иллюстрирует указанный процесс. На данном этапе ребенок не в состоянии осознавать степень важности тех или иных благ, поскольку его система ценностных ориентаций проходит процесс становления. Ввиду этого обстоятельства субъект, лишенный таких способностей, не может нести уголовную ответственность, является невменяемым. При этом формальным критерием выступает возраст субъекта.
Аналогичная проблема с восприятием культурных ценностей возникает и с взрослыми людьми, которые, оказавшись в незнакомой культурной среде (например, в иностранном государстве), также не в состоянии в полной мере правильно ориентироваться в установленных границах дозволенного поведения.
Неосведомленность в отношении культурных ценностей может поставить под сомнение наличие вины в действиях соответствующих лиц или стать смягчающим признаком при решении вопроса о назначении наказания. Конечно, по общему правилу само по себе незнание закона не освобождает от ответственности. Но в тех случаях, когда это незнание не зависит от воли лица, мы можем рассматривать ошибку в противоправности как устраняющую вину последнего в нарушении нормы права. Отечественному законодательству это положение незнакомо. Но во многих правовых системах, например, в уголовном праве США, Франции, ФРГ, подобная ошибка исключает уголовную ответственность.