Специальные правила смягчения наказания
Свыше двенадцати лет действует система наказаний, установленная Уголовным кодексом 1996 г.
В отечественной правовой литературе сложился преимущественно «перечневой» подход к системе наказаний. Попытки преодолеть методологическую ущербность в понимании системы наказаний носили, скорее, единичный характер и не нашли широкой поддержки. Так, Н.Ф. Кузнецова определяет искомое понятие как «целостное множество видов наказания (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказания». С.Ф. Милюков рассматривает систему наказаний как «совокупность предусмотренных уголовным законом видов государственного принуждения, которые находятся в отношениях взаимосвязи, взаимозависимости и взаимозаменяемости, способны обеспечить достижение целей кары (восстановления социальной справедливости), общего и специального предупреждения, а также исправления преступника, назначаются судом за конкретные преступления, исходя из принципов уголовного права».
Именно такое понимание системы наказаний соответствует философскому и этимологическому пониманию категории «система» как совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Кроме того, при таком подходе появляется возможность оценить, насколько меры государственного принуждения, предусмотренные УК РФ, взаимодополняемы и взаимозаменяемы, что имеет важнейшее значение для применения способов смягчения наказания, сопряженных с переходом к более мягкому виду наказания (например, при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за соответствующее преступление, при замене более мягким видом наказания неотбытой части лишения свободы и др.).
В соответствии со ст.44 УК РФ система наказаний включает в себя 12 видов наказаний, что оценивается в литературе как выражение принципа экономного использования карательных средств при назначении наказания преступнику и принципа гуманизма, поскольку преобладающая часть наказаний не предусматривает лишения свободы.
Закрепленный же в ст.6 УК принцип справедливости наказания в настоящее время в целом оказался неадекватно отраженным в видах и размерах наказаний, установленных санкциями многих статей Особенной части.
Такой вывод подтверждается анализом санкций норм Особенной части УК РФ: чуть более 4 % из них не предусматривают наказаний, связанных с полной или частичной изоляцией осуждённого от общества. Иначе говоря, меры государственного принуждения, не связанные с лишением (ограничением) свободы, включенные в российскую систему наказаний, недостаточно широко представлены в санкциях статей Особенной части.
Излишняя строгость уголовного законодательства обусловила существенное увеличение применения норм об условном осуждении.