Требования НОУТ к принятию управленческих решений в гос. органах
Информация по своей служебной роли может быть ценной для принятия управленческого решения, индифферентной и дезинформацией. Ценность информации определяется через величину ее вклада в принятие оптимального решения, выбора одного из лучших вариантов урегулирования проблемной ситуации. Требования к качеству ценной информации заключаются в том, чтобы она была достоверной, обоснованной, конкретной, системной, своевременной и сопоставимой.
Нетрудно заметить, что в перечне требований к качеству информации не фигурирует такой показатель, как исчерпывающая полнота сведений о внутреннем и внешнем состоянии проблемной ситуации. Это объясняется тем, что увеличение количества информации не обязательно повышает качество управленческих решений. По моим наблюдениям, в нашей стране руководители органов государственной и муниципальной власти страдают от избытка не относящейся к делу информации. Поэтому надо собирать лишь ценную информацию, которая служит основой принятия решения, и добиваться, по возможности, ее максимальной точности и соответствия сущности проблемной ситуации. Возможные потери ценной информации будут компенсированы за счет более раннего принятия управленческого решения.
Однако возникновение конфликтной и тем более кризисной ситуации требует незамедлительного принятия управленческого решения даже в условиях острого дефицита времени и информации, практически в «цейтноте». Такие решения зачастую принимаются интуитивно, на основе собственного ощущения руководителя, что его выбор сделан правильно. Они призваны в сжатые сроки урегулировать проблемную ситуацию, перевести ее в более благоприятное состояние путем властного воздействия на волю и сознание основных ее участников, используя при этом как методы убеждения, так и методы принуждения.
Определение необходимых для принятия управленческого решения материальных, финансовых и трудовых ресурсов является обязательным условием и важнейшей гарантией его высокой эффективности. В этой связи по специальной методике производится анализ структурных, абсолютных, относительных и удельных показателей, характеризующих расход ресурсов по всем стадиям урегулирования проблемной ситуации, жизненным циклам ее функционирования в благоприятном режиме с целью выявления факторов экономии ресурсов. Минимальная обеспеченность ресурсами должна быть достаточной не только для реализации отдельных управленческих задач, но и для урегулирования проблемной ситуации в целом. В противном случае лучше отказаться от принятия управленческого решения, отложить урегулирование ситуации до более «подходящего» момента и не дискредитировать своими действиями работу органов государственной и муниципальной власти.
Таким образом, в результате исследования объективной необходимости принятия управленческого решения выявляются характерные особенности проблемной ситуации, определяются условия ее урегулирования, устанавливаются конкретные сроки оптимизации ситуации, планируются материальные, финансовые и трудовые ресурсы для ее разрешения. При нехватке ресурсов обосновывается необходимость их концентрации на определенных этапах решения проблемной ситуации. По существу, на этой стадии принимается очень важное решение о дальнейшей судьбе самой проблемной ситуации.
Системный анализ проблемной ситуации, сбор в нужное время полной и надежной информации о всех ее параметрах дают возможность определить на научной основе цели урегулирования ситуации.