Требования НОУТ к принятию управленческих решений в гос. органах
Вполне естественно, что в идеале желательно выявить все возможные варианты решения проблемной ситуации и тем самым обеспечить достижение поставленной цели с наименьшими затратами сил и средств. Однако реалии жизни таковы, что у руководителя нет ни достаточного объема информации, ни резерва времени, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Он вынужден выбирать наилучший вариант из ограниченного числа альтернатив. Как говорил Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное». Поэтому, с точки зрения НОУТ, чрезвычайно важно выявить в первую очередь действительно различающиеся альтернативы, включая вариант бездействия при бесконфликтном развитии проблемной ситуации.
Проблемная ситуация самым тесным образом связана с внешней средой, т.е. с совокупностью факторов, которые в меньшей степени подвержены или практически не поддаются воздействию руководителей органов государственной и муниципальной власти, так как формируются за их пределами. В силу этих причин необходимо учитывать при выборе альтернатив урегулирования проблемной ситуации состояние и динамику внешней среды, возможные варианты ее влияния на формирование ситуации, способы ее решения и конечные результаты. Методами прогнозирования определяются степень активности и характерные особенности поведения внешних по отношению к проблемной ситуации субъектов, их вероятная оценка усилий руководителей органов власти по урегулированию ситуации. В первую очередь необходимо сформулировать научно обоснованное суждение о самой возможности и степени влияния на проблемную ситуацию политических факторов, местного населения, средств массовой информации, кредитных учреждений, правоохранительных органов, общественных объединений и др. Это поможет правильно определить альтернативы урегулирования проблемной ситуации с учетом конкретного состояния внешней среды или отказаться от принятия управленческого решения в условиях ее чрезмерной агрессивности.
Выявление оптимального количества альтернатив урегулирования проблемной ситуации с учетом характера внешней среды позволяет приступить к оценке возможных вариантов решения ситуации. Каждая альтернатива должна быть оценена по эффективности, реальной возможности ее осуществления и организационным последствиям.
Эффективность альтернативы может быть выражена такими показателями, как реальная возможность в достижении поставленной цели, сроки реализации варианта управленческого решения, необходимый объем материальных и финансовых средств, способность достигнуть определенного уровня в урегулировании проблемной ситуации, степень достижения результата на единицу затрат, произведенных на подготовку и принятие решения. С помощью этих показателей выявляются слабые и сильные стороны каждого варианта урегулирования проблемной ситуации.
Реальная возможность осуществления альтернативы определяется на основе факторного анализа проблемной ситуации и внешней среды. С помощью этой процедуры устанавливаются силы влияния объективных и субъективных факторов на проблемную ситуацию и внешнюю среду, закладывается научная основа для прогнозирования возможностей реализации управленческого решения. Если последствия осуществления какой-либо альтернативы весьма благоприятны, но шанс реализации управленческого решения невелик в силу возможных изменений в характере проблемной ситуации и внешней среды, то она может оказаться менее желательным объектом выбора. Руководитель должен обеспечить объективный учет разного уровня неопределенности и степени риска при оценке возможностей осуществления альтернативы, принятии управленческого решения.