Требования НОУТ к принятию управленческих решений в гос. органах
В директивном плане специалисты рекомендуют выделять в зависимости от степени важности три группы управленческих действий по урегулированию проблемной ситуации: 1) безусловно необходимые действия; 2) необязательные действия; 3) предпочтительные действия. В определенных условиях (во всяком случае временно) могут не производиться никакие управленческие действия (например, в связи с отсутствием средств). По объективным причинам приходится мириться с неблагоприятной проблемной ситуацией, принимать минимальные меры по ее «консервации» в нынешнем состоянии, не допускать резкого ухудшения ее важнейших параметров, наступления кризиса.
Управленческие решения руководителей органов государственной и муниципальной власти должны быть не только оптимальными для урегулирования конкретных проблемных ситуаций, но и качественными документами. Они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их оформлению, содержанию, возможности использования по назначению, сопоставимости исходной информации, применению современных методов и подходов к обоснованию управленческих решений. Только при их строгом соблюдении решения будут служить эффективным средством достижения управленческих целей в деятельности органов государственной и муниципальной власти страны.
Однако, как показывает практика, в России на разных уровнях государственного и муниципального управления принимается много решений, которые по своему качеству не отвечают необходимым требованиям. Это обусловлено следующими причинами:
• руководитель в силу своих деловых и личностных качеств не способен принимать грамотные и ответственные решения, поскольку по старинке ждет указаний сверху, не умеет рисковать, боится совершить ошибку;
• для принятия решения нет достаточной информации или же она находится в такой форме, которая не годится в качестве основания для действий руководителя;
• выдвижение без глубокого научного анализа гипотезы о состоянии и динамике проблемной ситуации, постановка неоправданной цели;
• экономические и экспертные службы органов власти не владеют современными методами и подходами обоснования эффективности проектов управленческих решений, такими, например, как методы прогнозирования, экономико-математического анализа, моделирования, байесовского подхода, метода «Дельфи», экспертных оценок;
• для урегулирования принципиально новых, сложных и нетипичных ситуаций решения принимаются по аналогии, в силу привычки, согласно канцелярским правилам работы, стандартным процедурам, по комплексу локальных целей, на основе здравого смысла;
• принятие управленческих решений, противоречащих действующему законодательству, ущемляющих права и интересы юридических и физических лиц;
• недостаточно точное определение формы управленческого решения, средств правового и иного воздействия на волю и сознание основных участников проблемной ситуации;
• принятие нескольких решений по одному и тому же вопросу, что приводит к наложению решений друг на друга, двусмысленному толкованию их содержания;