Участие органов местного самоуправления в управлении многоквартирными домами
Органы местного самоуправления, реализуя полномочия собственника в отношении муниципального жилищного фонда, участвуют в выборе способа управления многоквартирным домом, собраниях собственников помещений в многоквартирном доме или разрабатывают порядок управления многоквартирным домом, все помещения которого находятся в муниципальной собственности и могут оказывать помощь (методическую, организационную, информационную) собственникам помещений в многоквартирном доме в выборе способа управления многоквартирным домом и проведении собраний собственников помещений.
Для этого требуется определить тот орган (организацию, иное лицо), который будет непосредственно участвовать в собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, и наделить его соответствующими полномочиями. Например, в Астрахани данные полномочия возложены на администрации районов города по территориальной принадлежности жилых домов, которые, в свою очередь, должны выдать уполномоченным лицам администраций районов города доверенности на право участия в голосовании от имени муниципального образования. В Костроме установлено, что полномочными представителями муниципального образования город Кострома в отношении муниципальных, жилых помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений являются работники Комитета жилищно-коммунального хозяйства, а в отношении муниципальных нежилых помещений - работники Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом, которые наделяются полномочиями приказами по Комитетам. В Бийске Алтайского края принято положение об условиях и порядке представления интересов муниципального образования на общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и типовая форма доверенности представителя муниципального образования. Полномочие собственника - муниципального образования при проведении собраний собственниками помещений в многоквартирном доме осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом города, который выдает доверенности лицам (представителям), уполномоченным выступать от имени муниципального образования. Задачей представителя является соблюдение интересов города на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения эффективного управления недвижимым имуществом в жилищной сфере. Подбор кандидатур представителей осуществляет отдел жилищно-коммунального и газового хозяйства администрации города по месту нахождения многоквартирного дома, а в случае наличия в доме нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, - Комитет по управлению муниципальным имуществом города. Кандидат должен удовлетворять определенным требованиям, в том числе: иметь свидетельство установленного образца об окончании курса обучения по подготовке представителей муниципального образования по специализированным программам или либо иметь опыт работы в жилищной сфере не менее 3 лет. Согласование кандидатуры представителя и оформление доверенности осуществляет Комитет в течение 10 дней с момента поступления представления. Представитель обязан лично присутствовать на общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, согласовывать свою позицию с Комитетом по ряду вопросов (например, о выборе способа управления многоквартирным домом; о реорганизации и ликвидации товарищества собственников жилья; об изменении размера платежей и взносов и др.), заключать от имени муниципального образования договоры с подрядными организациями или управляющей организацией на содержание и ремонт муниципального жилищного фонда в случае выбора собственниками соответствующего способа управления.