Уголовно-правовая политика в сфере противодействия легализации преступных доходов
в) исключения из диспозиций чч.1 ст. ст. 174 и 1741 УК РФ стоимостного порога отмываемого имущества;
г) принятия большого числа нормативных правовых актов, направленных на противодействие легализации преступных доходов через банковские и иные структуры, учреждения, организации.
Противодействие легализации (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем обретает опыт и становится все более эффективным. Об этом можно судить по динамике соотношения числа зарегистрированных преступлений и лиц, выявленных за их совершение. Так, если в 2002 г. значение индекса1 по ст. 174, 1741 УК РФ составило 13,28, то в 2007 г. – 3,13.
Вместе с тем здесь, конечно, существуют еще огромные резервы. Ежедневно банки сообщают в Росфинмониторинг о 11-13 тыс. подозрительных сделках. В банке информации Службы содержатся сведения более чем о 13 млн сообщений на сумму около 100 трлн рублей.
Актуальность легализации средств, полученных преступным путем, еще более возрастает в связи с распространением терроризма. На этом фоне показатели правоприменительной практики по противодействию легализации преступных доходов выглядят все же довольно низкими. В 2008 г. выявлено 169 лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 174УК РФ и 2633 лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 174.1. УК РФ. Сравнительно с числом сообщений о подозрительных сделках – это совершенно незначительные показатели.
Еще более показательны данные о числе осужденных за легализацию доходов, полученных преступным путем. В 2008 г. по ст. 174 осуждено 13 человек, по ст. 174.1. - 89 человек. Таким образом, из общего числа лиц, выявленных за легализацию преступных доходов, в 2008 г. осуждено 3,6%. Как видим, система правоприменительной деятельности в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, работает неэффективно. Основная энергия усилий «уходит в гудок», а не в поступательное движение вперед.