Институты таможенного дела государств – членов СНГ
Никакие государственные органы, кроме высших органов законодательной и исполнительной власти Кыргызской Республики, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов.
Согласно ТК Украины регулирование таможенным делом и определение таможенной политики страны возложено на высшие органы государственной власти и управления. Структура системы органов государственного регулирования таможенного дела; размеры таможенных пошлин и условия таможенного обложения; специальные таможенные зоны и таможенные режимы на территории Украины; перечень товаров, экспорт, импорт и транзит которых через территорию страны запрещается, определяются Верховным Советом Украины.
Кабинет Министров Украины: обеспечивает таможенную политику в соответствии с законами страны; устанавливает размеры таможенных сборов и плату за таможенные процедуры; координирует деятельность министерств, государственных комитетов и ведомств Украины по вопросам таможенного дела; проводит переговоры и заключает международные договоры Украины по таможенным вопросам; представляет Верховному Совету Украины предложения относительно системы таможенных органов.
Специально уполномоченным органом государственного управления в области таможенного дела является Государственный таможенный комитет Украины.
Запрещается регулировать таможенное дело актами прямо не предусмотренными в законодательстве Украины, а так жe действиями государственных и негосударственных органов.
Систему органов управления таможенным делом составляют Государственный таможенный комитет и таможни Украины.
Таможенные органы Украины решают следующие задачи: а) защита экономических интересов Украины; б) контроль за наблюдением законодательства Украины о таможенном деле; в) обеспечение обязательств, вытекающих из международных договоров Украины в отношении таможенного дела; г) использование средств таможенно-тарифного и внетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу товаров и иных предметов; д) совершенствование таможенного контроля и оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины; е) комплексный контроль за валютными операциями; ж) создание благоприятных условий для ускорения товарооборота и пассажиропотока через таможенную границу страны; з) борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил; и) сотрудничество с таможенными и иными органами зарубежных стран, а также с международными организациями по вопросам таможенного дела; к) ведение таможенной статистики.
В каждом из государств СНГ имеются свои особенности порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.