Предмет и понятие таможенного права, его определение
В общем массиве доминируют отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств, статусом таможенных режимов, таможенным оформлением, таможенным контролем, взиманием таможенных платежей, правовым положением должностных лиц таможенных органов. Все эти отношения имеют управленческий характер и во многом охватываются административно-правовым регулированием. Но ограничиться этим выводом – значило бы серьезно сузить и обеднить проблему. Помимо управленческих среди отношений в сфере таможенного регулирования выделяются и другие, весьма специфические группы. Например, общественные отношения, связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, имеют специфический характер и являются составной частью этого массива. Но регулируются они, как это следует из содержания ст. 219–221 ТК, нормами УК. При наличии признаков контрабанды и иных преступлений дознание, если оно отнесено к компетенции таможенных органов, производится на основе норм УПК.
Сфера нарушений таможенных правил и ответственности за них, регулируемая нормами раздела Х ТК, также имеет существенные особенности. Условно отношения в этой сфере могут быть разделены на регулируемые нормами административного и административно-процессуального права. В первую группу входят отношения, связанные с нарушением таможенных правил, ответственностью лиц, их совершивших, перечнем и классификацией таких нарушений и установлением конкретных взысканий.
Весьма существенна для понимания характера и диапазона правового регулирования этой группы отношений норма ст. 231 ТК: "Лица, совершившие нарушение таможенных правил, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной им, – в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях".
Вторую группу составляют отношения, связанные с производством по делам о нарушениях таможенных правил и порядком их рассмотрения.
Специфика отдельных групп отношений отчетливо проявляется при рассмотрении вопроса о регулировании сферы таможенного тарифа и взимания таможенных платежей. Это как раз те блоки таможенного дела, отношения в которых имеют сложный и многоструктурный характер и регулируются нормами административного, финансового, банковского, налогового права, валютного законодательства.
Проанализируем это положение более конкретно. Например, среди предусмотренных ст., 110 ТК таможенных платежей значится налог на добавленную стоимость. В ст. 112 ТК это положение развивается и конкретизируется. Устанавливается, что НДС на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории, применяется в соответствии с ТК и Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость".
Другой пример. При перемещении физическими лицами товаров не для коммерческих целей ст. 109 ТК предусмотрено: ГТК России по согласованию с Минфином России вправе устанавливать количественные или стоимостные пределы перемещения через таможенную границу Российской Федерации в упрощенном, льготном порядке отдельных категорий товаров не для коммерческих целей. В данном случае "соседствуют" отношения, регулируемые нормами административного и финансового права.