Предмет и понятие таможенного права, его определение
В-четвертых, существенные различия, характерные для каждой из вышеназванных групп, обусловливают их относительную обособленность, своеобразную автономию в общем массиве общественных отношений, выступающих предметом регулирования таможенного права. Однако эта обособленность не означает замкнутости различных классификационных групп. Их взаимосвязь и взаимообусловленность органически вытекают в первую очередь из характера и особенностей ТК, который хотя и регулирует неоднородные отношения в сфере таможенного дела в широком его понимании, однако служит единым, юридически и логически цельным правовым актом, внутренне согласованным законом. ТК как бы синтезирует законодательство в сфере таможенного дела, является серьезным основанием для выделения совокупности юридических норм, регулирующих таможенное дело, в качестве отрасли права и выступает применительно к ней правообразующим фактором.
Таким образом, главной отличительной чертой всего массива общественных отношений в сфере таможенного дела является их комплексный характер, неоднородность разных групп и блоков их отношений. Словом, таможенному делу соответствует механизм его правового регулирования – таможенное право.
Но понятие механизма предполагает рассмотрение вопроса о методах правового регулирования, без выяснения специфики которых невозможно разграничить различные отрасли права.
Так, С. С. Алексеев считает, что главная особенность каждой отрасли – наличие особого юридического режима, который во многом ориентирован на способы правового регулирования – дозволения, запрещения, обязывания. В регулировании отношений в сфере таможенного дела несложно обнаружить наличие сразу всех трех названных способов.
Поскольку отношения, в сфере таможенного дела имеют комплексный характер, говоря о методах правового регулирования этих отношений, надо подчеркнуть: для регулирования каждой из названных групп применяются присущие им методы и способы. Например, в группе отношений в области материального административного права доминируют обязывания; в группе отношений, связанных с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, – запрещения.
Теперь перейдем к непосредственному анализу проблемы выделения таможенного права в качестве отрасли права. Для этого необходимо прежде хотя бы кратко рассмотреть вопросы о понятии отрасли права и его содержании и о классификации отраслей права.
С. С. Алексеев определяет отрасль как главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Далее он отмечает: "У каждой из отраслей есть "свой предмет", т. е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений...”
Соглашаясь в целом с положением, высказанным С. С. Алексеевым, заметим, что признак однородности регулируемых отношений в некоторых отраслях российского права отсутствует. Однако классификация отраслей права, предлагаемая С. С. Алексеевым, представляется достаточно обоснованной. Есть 1) профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; 2) специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества; 3) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей.