Таможенно-правовые нормы
Гипотеза содержит указания на фактические условия, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом.
Диспозиция определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.
В санкции нормы указываются неблагоприятные последствия, угрожающие нарушителям данной нормы. Типичными в таких случаях санкциями являются меры административной и дисциплинарной ответственности, а также меры пресечения.
Пределы действия указанных правовых норм во времени регулируются общими правилами их вступления в силу и опубликования, определяемыми нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Действие правовых норм в пространстве и по кругу лиц связано с положением органа, издающего нормативный акт. В этой связи можно условно различать, скажем, таможенно-правовые нормы, издаваемые ГТК России и региональным таможенным управлением, а также нормы общего и отраслевого характера.
Рассмотрим теперь особенности таможенно-правовой нормы. Поскольку эти нормы регулируют отношения в весьма сложной, комплексной и неоднородной по структуре сфере, они обладают определенной спецификой. Прежде всего, как уже отмечалось, это могут быть материальные и процессуальные нормы.
Но главная особенность таможенно-правовых норм иная: ими устанавливаются юридически обязательные правила, которые действуют в соответствующих блоках таможенного дела. В самом общем виде таможенно-правовые нормы регулируют отношения в области перемещения товаров и транспортных средств; таможенных режимов; таможенных платежей; таможенного оформления; таможенного контроля; таможенной статистики и др. Таким образом, таможенно-правовая норма – это юридически обязательное правило, установленное и санкционированное государством в соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный блок таможенного дела и неисполнение которого влечет ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.
Таможенно-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах: в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах, в актах ГТК России и других центральных органов исполнительной власти. Например, в ст. 74 Конституции РФ предусмотрено:
"1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".