Таможенные органы Российской Федерации
"Таможенные органы Российской Федерации в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.
В соответствии с законодательными актами Российской Федерации таможенные органы Российской Федерации вправе допускать выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями".
В статье содержится ряд принципиальных положений и норм, характеризующих, по существу, таможенную систему, ее организацию в целом. Выделим наиболее существенные моменты.
Во-первых, в первом абзаце статьи говорится о целях решения задач таможенного дела, с которым и связывается взаимодействие, т. е. речь идет о взаимодействии в определенном направлении.
Во-вторых, в том же абзаце говорится о взаимодействии с иными правоохранительными и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами. К числу "иных правоохранительных органов" относятся органы внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции, юстиции, нотариата, суда, прокуратуры и др. Под "другими государственными органами" понимаются органы внешнеэкономических связей, экономики, финансов, банковские органы, налоговые, статистические и т. д.
В-третьих, весьма существенной представляется вторая часть статьи, предусматривающая обязанность государственных органов и их должностных лиц оказывать содействие таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий – организационных, технических, социальных, материально-финансовых. Их наличием, разветвленностью во многом обусловлен характер рассматриваемого взаимодействия.
Велика роль технических средств в осуществлении таможенными органами своих задач и функций.
В-четвертых, ч. 3 ст. 13 ТК предусматривает, по существу, правовые нормы, т. е. речь идет о делегировании таможенными органами части своих полномочий другим государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям.
Все сказанное позволяет сделать вывод о широком значении и применении принципа взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с иными государственными органами и рассматривать этот принцип как важный фактор обеспечения эффективной деятельности таможенных органов Российской Федерации, их статутно-правовой характеристики.
В связи с характеристикой статутно-правовой природы и специфики таможенных органов необходимо совершить еще один небольшой, но существенный исторический экскурс.