Монополизация рынка и недобросовестная конкуренция
С объективной стороны заведомо ложная реклама представляет собой акт недобросовестной конкуренции. Информация, содержащаяся в рекламе, может быть признана ложной в случае включения в нее сведений о товарах, оказываемых услугах, значительно завышающих их подлинное качество, приписывающих им или преувеличивающих их реальные достоинства, свойства и основные характеристики либо принижающих фактическое качество товаров или услуг, предлагаемых конкурентами.
Ущерб, причиненный заведомо ложной рекламой, может считаться значительным в случае, если содержащаяся в рекламе ложная информация повлекла экономические потери, причинила вред здоровью потребителей, вызвала иные социально значимые отрицательные последствия.
С субъективной стороны уголовная ответственность за преступление, предусмотренное ст. 182 УК, наступает в случае, когда ложный характер рекламы был очевиден виновному, он руководствовался корыстным мотивом приобретения преимуществ за счет ложной рекламы, чем причинил значительный ущерб потребителям и добросовестным конкурентам.
Субъектом данного преступления являются рекламодатели, в качестве которых могут выступать как руководители организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, так и индивидуальные предприниматели.
Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.
В данной норме УК предусмотрена ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений. В ч. 2 данной статьи предусмотрена ответственность за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб.
Информация, составляющая коммерческую или банковскую тайну, относится к числу охраняемых законом объектов гражданских прав. Информация составляет коммерческую или банковскую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Решение о наличии действительной или потенциальной коммерческой ценности информации, содержание и объем соответствующих сведений определяются предпринимателем самостоятельно по своему усмотрению. Коммерческой тайной могут быть сведения о технологии производства, внедрении изобретений, планах развития и изменения производства, о деловых партнерах, контрактах и т.д.